Почти мама
ПОЧТИ МАМА
Похороны свекрови оказались для Тамары настоящим испытанием. И дело было не только в том, что это были вторые похороны за прошедший календарный год, не только в том, что половины присутствующих на траурном мероприятии Тамара не знала, а в том, что случилось под конец церемонии, когда все уже расходились из поминального кафе.
Антонина Сергеевна была для Тамары больше, чем свекровью. Она почти заменила ей мать, потому что замуж Тома вышла в восемнадцать лет, к тому времени ее родная мать-алкоголичка совсем забросила детей, занимаясь исключительно возлияниями и связями с сомнительными личностями. Когда Тамаре исполнилось двадцать, ее мать была убита очередным сожителем в очередной попойке. Тогда молодая женщина и поняла, что ближе Антонины Сергеевны в ее жизни никого уже не будет.
Тамара вышла замуж по любви. С Игорем они познакомились, когда обоим было по пятнадцать лет, и с тех пор они не расставались. Как только Тамаре исполнилось восемнадцать лет, Игорь сразу же сделал девушке предложение, и она с радостью его приняла. К тому времени Тамара уже больше года жила с Игорем, Антонина Сергеевна не препятствовала этому, напротив, именно она и была инициатором того, чтобы Тамара переехала из бедлама, творившегося в ее доме, к ним.
Единственным человеком, который был не очень рад тому, что молодая невестка переехала к ним в квартиру раньше срока, была младшая сестра Игоря Анна. Она возмущалась тому, что какая-то чужая девчонка теперь живет на их территории, ест их продукты, занимает место в ванной и постоянно путается под ногами.
— Я, может быть, тоже хочу своего парня к нам привести, — жаловалась Анна матери, но Антонина Сергеевна сразу же обрубала попытки дочери влезть в решения матери.
— Хочешь — переезжай к своему хахалю, а сюда его нечего таскать.
— Почему Игорю можно приводить свою пассию, а мне нельзя? Чем я хуже брата?
Антонина Сергеевна показывала дочери кулак:
— Во-первых, тебе лет еще мало, чтобы с мужиками жить. Во-вторых, у Томы сложная ситуация дома, у твоего Кольки все в порядке. В-третьих, Игорь собирается жениться на Томе, поэтому она мне почти как родная.
— Роднее меня? — фыркала Анна, с презрением поглядывая на Тамару.
— Дура ты, Анька, — отвечала Антонина Сергеевна, — будут у тебя свои дети — тогда ты меня поймешь. А пока закрой рот и не лезь во взрослые дела.
Аня обиженно замолкала, а Тамара некоторое время чувствовала себя неловко. Это уже потом, когда она вышла замуж за Игоря, взяла его фамилию и надела кольцо на палец, ей стало свободнее дышать в доме Орловых.
Со свекровью Тамара жила душа в душу. Ей нравилось в Антонине Сергеевне все: и как та готовит, и как ведет хозяйство, и как распоряжается деньгами. Мужа женщина уже давно схоронила, сама зарабатывала на жизнь, при этом имея сразу две работы, на безденежье не жаловалась, зато умело экономила и знала, как сделать так, чтобы приумножить доходы. Антонина Сергеевна, как только появлялась лишняя копейка, тут же откладывала все на счет, при этом догадалась сделать счет валютным, и, когда валюта очень сильно выросла в цене, Антонина Сергеевна не стала мешкать и вложила полученный доход в собственный бизнес.
Тамара смотрела на свекровь с нескрываемым восхищением. Всего за три года женщина сумела раскрутить свой бизнес так, что открыла в городе сразу три кафе, и эти кафе имели в их небольшом городишке отличную репутацию. Антонина Сергеевна сама лично разрабатывала меню для своих кафе, лично собеседовала каждого повара и официанта, постоянно следила за обслуживанием в своих точках питания, нанимая тайных клиентов и выясняя недостатки в сервисе. В общем, женщина вовремя смогла поймать нужную волну, и уже через пять лет после открытия первого в городе кафе «Орел», Антонина Сергеевна Орлова была признана предпринимателем года.
Тамара и Игорь к тому времени уже жили отдельно, благодаря свекрови у них появилась отдельная трешка в новостройке, и тогда Тома отважилась на рождение третьего ребенка. Игорь работал у матери, занимался снабжением, а Анна, младшая дочь Антонины Сергеевны вела у матери бухгалтерию. Тамара же занималась домашними делами, подрабатывала в ателье, забирая работу на дом. она шила платья на заказ, вшивала «молнии» в брюки и куртки, доход имела небольшой, но стабильный.
— Тебе вообще о работе думать не надо, — постоянно говорила невестке Антонина Сергеевна, — у нас отличный семейный бизнес, поэтому занимайся детьми и хозяйством.
— Антонина Сергеевна, — отзывалась Тамара, — мне так неудобно. Мы и так почти висим у вас на шее, я хочу приносить хоть какую-то пользу.
— Ты мне троих внуков родила, — ответила свекровь, — это Анька что-то не думает мне внуков дарить, а от тебя целых трое. Самых любимых, красивых и здоровых!
Слушая Антонину Сергеевну, Тамара успокаивалась и жила дальше. Она любила Игоря, всегда слушалась его, и в их отношениях царила идиллия. Дома подрастали трое ребятишек: старший Кирилл, средний Михаил и младшая Тоня, названная в честь бабушки.
— Много ума не надо — детей рожать, — часто повторяла Анна, так и не вышедшая замуж и не родившая детей. Ей было уже под сорок, когда она рассуждала об этом, а Тамара смотрела на сестру своего мужа и про себя жалела ее. Ну бывает так, не повезло Ане встретить своего мужчину, и, может быть, дело было даже не в ее характере.
— Стерва она, вот никто ее замуж и не берет, — смеялась Антонина Сергеевна, — Анька с детства отличалась стервозностью, вот теперь локти и кусает. Какой мужик выдержит ее характер? Тут проще повеситься, чем с моей Аней под одной крышей жить.
Тамара слушала свою свекровь и не переставала поражаться ее характеру и ходу мыслей. Женщина была невероятной, она казалась Тамаре какой-то ненастоящей, как будто героиня какой-то книги. Ни разу за тридцать лет, что Тамара прожила с Игорем до его смерти, она не поругалась со своей свекровью. С мужем были ссоры и разногласия, но и тогда Антонина Сергеевна принимала сторону невестки, не идя на поводу у сына.
— Ты мне как дочь родная, — говорила Антонина Сергеевна, а Тамара в ответ смотрела на свекровь с нескрываемой любовью и уважением. Действительно, много ли кому везло так совпасть характерами и взглядами? Даже родная дочь Антонины Сергеевны не была ей так близка, как невестка.
Когда не стало Игоря, который скоропостижно скончался от оторвавшегося тромба в возрасте сорока восьми лет, Тамара растерялась. Она не привыкла жить без мужа, в свои сорок восемь она совершенно позабыла о том, что значит — быть одной. Старший сын уже давно жил в Москве, женился, у него были дети, средний Мишка жил в одном городе с матерью, но тоже уже отдельно со своей невестой, а Тоня училась в Санкт-Петербурге и в родной город возвращаться не собиралась.
Так Тамара осталась одна. Ее очень сильно поддержала Антонина Сергеевна, не меньше Тамары переживавшая смерть сына, если не больше. Тогда еще Тамара не знала о том, что свекровь болеет, о страшном диагнозе Антонины Сергеевны стало известно только спустя полгода после смерти Игоря.
Тамара тогда впала в депрессию. Помогала Антонине Сергеевне, как могла, но понимала, что теряет самого близкого для себя человека. Свекровь была ей ближе матери, даже смерть Игоря не воспринималась так тяжело, как только одна мысль о возможной смерти Антонины Сергеевны.
Анна не особенно помогала матери с лечением болезни, дочь Антонины Сергеевны занималась бизнесом матери, до которого самой хозяйке уже не было никакого дела. С каждым днем силы все больше и больше покидали семидесятитрехлетнюю Антонину Орлову, и почти ровно год спустя после смерти Игоря не стало и его матери.
Похоронами занималась Тамара. На мероприятие приехал и Кирилл с семьей, тут же были и Михаил со своей беременной женой, и Тоня, вернувшаяся как раз вовремя домой на каникулы. Казалось бы, все близкие люди были рядом, но Тамара понимала, что самого близкого и родного человека у нее уже больше не будет. Сначала Игорь, потом Антонина Сергеевна, мир потерял краски, и Тамара не видела смысла жить дальше.
После похорон, когда из кафе уходили последние посетители, к Тамаре обратилась молодая женщина.
— Здравствуйте, Тамара, — сказала она, обратившись к несчастной, убитой горем невестке покойной.
— Добрый вечер, мы знакомы?
Женщина опустила голову. Тамаре казалось, что она уже где-то видела эту молодую женщину, но когда и при каких обстоятельствах вспомнить не могла. В последние месяцы Тамара совсем растерялась, она не знала, куда бежать и где искать помощи.
— Нет, но я была хорошо знакома с Антониной Сергеевной.
— Спасибо, что пришли попрощаться с ней, — дежурно ответила Тамара и уже хотела отойти от незнакомки, как вдруг та вцепилась ей в руку и резко остановила.
— Простите, Тамара, мне нужно с вами поговорить.
— О чем же?
Женщина помялась немного, словно собираясь с духом.
— Понимаете… Даже не знаю, как и с чего начать. Меня зовут Лариса. У меня есть сын. Он инвалид.
— Сочувствую, — ответила Тамара, — но чем я могу…
Она не успела закончить вопрос, потому что собеседница ее перебила:
— Мой сын был рожден от Игоря.
— Игоря? Какого? Моего? — Тамара пыталась сообразить и никак не могла взять в толк, откуда вообще могла взяться эта странная женщина с не менее странными заявлениями.
— Да, от Игоря Орлова. Семь лет назад я стала матерью его сына. Мальчик родился с виду здоровым, это потом ему поставили страшный диагноз. Как только Игорь узнал о нем, тут же умыл руки и сделал вид, что не знает ни меня, ни ребенка. Антонина Сергеевна нам помогала.
— Она знала? — Тамара не могла поверить в то, что слышала. Выходит, что ее обманывали сразу двое самых близких ей людей. Злость вдруг всколыхнулась внутри, мешая трезво мыслить.
— Антонина Сергеевна знала, но не хотела разрушать вашу с Игорем семью. Она вас очень сильно любила, была против отношений Игоря со мной, потом ругала его за то, что он бросил сына. В общем, она помогала нам, а теперь, когда ее не стало, я не знаю, как мы будем дальше жить…
— Мне надо прийти в себя, — пробормотала Тамара, — я пока не понимаю, что вы говорите.
— Вот, смотрите, — женщина протянула Тамаре телефон. Там она пролистала несколько фотографий, на которых были изображены Игорь и эта женщина, потом маленький ребенок, Антонина Сергеевна с инвалидным креслом, в котором сидел мальчик. Этот мальчик был так сильно похож на Игоря и на старшего сына Тамары Кирилла… Сомнений не было.
Тамара позвонила Анне.
— Ты знала о том, что у Игоря был внебрачный ребенок?
— Конечно. Одна ты, наивная курица, только носки штопала и ничего не ведала.
— Почему ты не сказала мне?
— Потому что мне мать запретила. Будто ты не знаешь маму! Она так тряслась за тебя и твое семейство, что была готова твои рога своим телом прикрывать. У Игоря, кстати, помимо этой Лариски, были еще бабы. Только им ума хватало не залетать от моего братца.
Слова Анны звучали грубо, но вполне честно. Действительно, кому-то хватало ума, а кому-то нет. Видимо и ей, Тамаре, не хватало ни ума, при прозорливости, чтобы заметить измены мужа.
— Ты имей в виду, — сказала Анна, — что я этой шалаве помогать не буду. Ни ей, ни ее отпрыску. Ты получишь свою долю от бизнеса матери, ею и распоряжайся. А я умываю руки, и так семь лет ей бабки по счетам переводила на всякие операции и реабилитации.
Тамара кивнула и положила трубку. Несколько дней ей понадобилось для того, чтобы прийти в себя. Уехали Кирилл с семьей, потом улетела в Питер Тоня. Тамара осталась одна, и вдруг она поняла: эта Лариса со своим больным ребенком будет для нее смыслом жизни. Тамара обязана будет помочь этой несчастной женщине и ее больному сыну. Не чужие все-таки.
У Анны Тамара узнала номер телефона Ларисы и договорилась о встрече. Лариса пришла на встречу с сыном, который и вправду был так сильно похож на Игоря.
— Я буду вам помогать, — сообщила Тамара, — сколько потребуется.
— Почему вы так решили? — блеснув слезами на глазах, спросила Лариса.
— Потому что этого бы хотела Антонина Сергеевна, а я слишком сильно ценила ее, любила и уважала, чтобы не последовать ее примеру. В конце концов, и Игорь был мне не чужим, хоть и поступил со мной по-свински.
После этого разговора Тамаре стало легче. Пусть будет так, она все решила. Мальчик получит шанс на выздоровление, а Тамара не будет себя презирать за то, что струсила и отказала людям, нуждавшимся в помощи. Когда-то ей точно также помогла Антонина Сергеевна, поэтому теперь Тамара не могла поступить иначе.
Автор: Юлия
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.