Выставка «Тихие пейзажи» В.К. Бялыницкого-Бируля
Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирулю можно считать значительной фигурой в жизни реалистического художественного искусства первой половины ХХ века. Его работы наполнены лирикой, условным обобщением цвета и фактуры и, вместе с тем, конкретны в передаче состояния природы. Многое в его изящной колористической игре напоминает мелодию музыкальной темы. «…Живописцам нужно слушать музыку как можно дольше, она может многому научить, а художник может многое позаимствовать для своей работы и вдохновения…» — писал мастер.
Витольд Каэтанович родился 12 февраля 1872 года в дворянской усадьбе Крынки на территории Могилевской области. Отец будущего художника был мелким арендатором, и по роду своей деятельности он часто переезжал вместе с семьей. Вероятно, в это время, при частой смене разнообразных пейзажных мотивов, Витольд начинает чувственно воспринимать поэзию и красоту близкого сердцу края. Кроме того, глава семьи часто брал мальчика с собой в плавание по Днепру, когда работал на судоходстве. «Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родины» — вспоминал художник.
Поиски призвания в юности привели будущего художника в Киевскую рисовальную школу М.Н. Мурашко. Там он совершенствовал свои навыки, параллельно обучаясь во Владимирском кадетском корпусе. В возрасте 17 лет он поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где его учителями становятся крупнейшие представители реалистического направления того времени — И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, С.А. Коровин. Ежегодно в стенах училища проводились студенческие выставки, открытые для широкого просмотра. На одной из них известный русский коллекционер и меценат П.М. Третьяков особо оценил работу Бялыницкого-Бирули «В окрестностях Пятигорска» и приобрел ее для своей коллекции.
В это же время у подающего надежды студента состоялось знакомство с великим пейзажистом Исааком Ильичом Левитаном. Недолгое общение с Левитаном имело для Бялыницкого-Бирули особое значение. Левитан поощрял лиризм его произведений, чувственное отношение к природе, был для него примером мастерства. «Ну, где же ваш слух?» — говорил он, наставляя художника — «…ведь картина совершенно глухая, немая». Оценивая удачные полотна, Исаак Левитан мог дать высокую оценку, сказав, что ему нравится слушать эти «тихие пейзажи».
Начало ХХ столетия для художника — это время активного развития и общественного признания. В 1901 году на Кавказской юбилейной выставке художник получает золотую медаль за картину «Вечные снега». В 1904 году Бялыницкий-Бируля становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1908 году ему присваивают звание Академика. В 1911-ом на международной выставке в Мюнхене он получает золотую медаль за полотно «Время тишины, в Барселоне вторую золотую — за работу «Зимний сон».
В начале ХХ века живописный стиль художника обретает уверенную манеру, обращенную, в основном, на раскрытие неброских красот средней полосы России. Особенно его внимание привлекают живописные места в окрестностях озера Удомля на севере Тверской губернии. Первые впечатления от общения с природой этого края знаменуют наиболее насыщенный шедеврами период его творчества.
В это время были написаны работы «Зима» (1904 г.), «Церковь на берегу озера» (Удомельское озеро Вышневолоцкого района 1905 г.), «Последние астры» (1908 г.), представленные на выставке.
На северном берегу у озера Удомля напротив села Гарусово в 1910-х годах Бялыницкий-Бируля строит дачу «Чайка», которая на долгие годы становится культурным центром и местом притяжения передового художественного сообщества. Н.П. Богданов-Бельский, С.Ю. Жуковский, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь, А.В. Моравов и другие были желанными гостями в его доме и приезжали туда не раз. В послереволюционные годы художник открывает на своей даче первые в Тверской губернии художественные мастерские для крестьянских детей. В настоящее время дача «Чайка» является филиалом Тверской областной картинной галереи.
В дальнейшем Витольд Каэтанович принимает решение, что созрела необходимость для продолжения культурной и просветительской деятельности: подготавливает художественную выставку в Твери, становится одним из организаторов Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1930–40-е годы он много путешествует по стране и создает ряд поэтических полотен, в том числе запечатлевших бывшую усадьбу Горки: «Уголок сада в Горках» (пер. пол. ХХ века), «Горки» (1937 г.) экспонируются на выставке.
Бялыницкий-Бируля воплощал в своей живописи поэтическое отражение собственной мысли, вкладывая индивидуальное настроение в образы природы. Наиболее часто встречается на его полотнах весна — любимое время года художника. В талом снеге, свинцовой холодной воде, дрожании воздуха цветовая палитра художника раскрывается во всей своей полноте. Он выбирает лаконичные, простые мотивы: «Озеро» (Весенний пейзаж) (пер. четв. ХХ века), «Ранняя весна» (пер. пол. ХХ века).
Особого внимания заслуживает цикл морских пейзажей. Изображение Баренцевого и Белого морей занимают почетное место в экспозиции. В них художник в своей авторской неповторимой манере передает красоту суровых северных вод.
Выставка «Тихие пейзажи» охватывает большой по продолжительности период творчества художника и, бесспорно, найдет своих почитателей как среди ценителей русской пейзажной живописи, так и зрителей школьного возраста.
Справки по телефону: (4822) 37-84-32
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.