«Русский портрет»

Событие завершилось

Выставка представляет портретную живопись XVIII-первой половины XX вв. из собрания ГМПИ. Не так часто  в музейных коллекциях можно встретить парсуны, первые портретные изображения к. XVII-н.XVIII вв. В  коллекции музея хранится одна из таких древних парсун — прижизненный портрет митрополита Ростовского и Ярославского Дмитрия. Дмитрий Ростовский один из самых просвещённых деятелей Русской православной церкви Петровской эпохи. Дмитрий Ростовский представлен в пышном облачении, со всеми регалиями церковного иерарха. На портрете имеется надпись, удостоверяющая личность изображённого человека. Палехские иконописцы тоже писали портреты. В известной в Палехе семье Белоусовых профессионально занимался портретной живописью Владимир Евграфович Белоусов, окончивший Академию художеств в Петербурге.  Его работы, хранящиеся в ГМПИ, датируются 1875 годом. Передавая портретное сходство, художник всё же считал более важной демонстрацию социальной значимости портретируемого, отсюда статичность поз и горделивость осанки, благопристойность внешнего вида, пристрастие к деталям одежды. Таковы «Портрет молодого человека», «Портрет матери».

Русский реалистический портрет представлен на выставке работой  академика портретной живописи И.А. Тюрина «Женщина в белом платье» 1868 г. Ещё один характерный тип картин в русской живописи второй половины XIX века  — этнографический портрет. Как правило, на них изображались миловидные девушки в национальных костюмах. Пожалуй, самым известным мастером таких ярких, эффектных изображений был салонный живописец К.Е. Маковский.«Портрет девушки в национальном костюме» неизвестного русского художника, близкий  манере  Маковского, хранится и в палехской музейной коллекции.

Многим палешанам был лично знаком академик живописи Николай Николаевич Харламов, который с 1901 по 1935 г. жил и работал недалеко от Палеха в селе Тименка. В начале 1920-х гг. Н.Н. Хрламов обратился к портретному жанру. Художник писал маслом, сангиной, пастелью портреты своих родных и близких,  крестьян из окрестных деревень. Образы известных палешан запечатлел ещё один представитель старой палехской династии Михаил Александрович Маркичев (1880-1954), ученик В.Серова. На выставке экспонируются очень выразительные портреты Ивана Голикова и Ефима Вихрева, написанные крупными экспрессивными мазками.

Учеником В.Серова был и Михаил Семёнович Пырин (1874-1943), главный преподаватель Ивановского художественного училища, приглашённый туда в 1934 г. Его работы хранятся во многих музеях страны, в том числе и в ГМПИ.

Сведения предоставлены организацией ГБУ ИО «Государственный музей палехского искусства» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна