Концерт «Прокофьев, Скрябин, Свиридов»
Понимая сложность природы любого художественного сочинения и условность применяемых к нему оценок, все же возьмемся утверждать, что среди включенных в программу сочинений наибольшей близостью к миру «старому» (точнее, миру страстно желаемого нового, которому не суждено было сбыться) отмечена «Поэма экстаза» Скрябина. Композитор-мистик был увлечен жизнью духа: его устремленность и полет и стали ключевыми состояниями поэмы.
«Патетическая оратория» Свиридова, созданная в конце 1950-х годов, напротив, со всей ясностью и убедительностью воплощает революционную тему.
О кантате «Семеро их», созданной в 1917–1918-х годах, Сергей Прокофьев писал как об отражении революционных событий, но в очень необычном ключе: «Устремление мое, совершив странный поворот, обратилось к сюжетам древности». Кантата вдохновлена халдейским заклинанием, высеченным клинописью на стенах аккадийского храма, обращенного в стихи Константином Бальмонтом.