Клас. час «Великий сказочник русской музыки» — ко Дню рождения Н.А. Римского — Корсакова
Классный час «Великий сказочник русской музыки» — ко Дню рождения Н.А. Римского — Корсакова
«Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное
доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и
глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу
гордость и радость. Много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких
натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как
Римский-Корсаков?»
В. Стасов
Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре. В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин.
Н.А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане». Опера «Снегурочка» по одноимённой сказке Александра Островского сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как это. В 1881 году опера была завершена. Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах. Либретто написано самим Римским-Корсаковым по сценарию Е.М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора. Опера была написана в 1901–1902 годах. «Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С. Пушкина. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след и в истории мировой музыкальной культуры.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.