Лекция «Поздние квартеты Бетховена»

Событие завершилось

По­сле квартета № 11 в работе над этим жанром наступает 12-летний перерыв. Уже после написания поздних фортепианных сонат, Девятой симфонии и «Торжественной мессы» Бетховен создает свои поздние квартеты (ор. 127, 130, 131, 132 и 135, 1822–1826 годы). Интерес к квартетному жанру возрождается в связи с характерными тенденциями позднего бетховенского стиля: это стремление к полифоническому письму, философскому содержанию, психологизации образов. Более чем какой-либо другой жанр, квартет демонстрирует изменения, происшедшие в художественном мышлении композитора. Идея борьбы переведена в плоскость нравственно-духовную — она выступает как торжество сильного человеческого духа над страданием. Страстная действенность образов уступает место внутренней сосредоточенности, самоуглубленности. В этих протяженных «монологах» думы Бет­ховена сосредоточены на объективной проблеме: человек и окружающий его мир, взятый в планетарном масштабе (в этом общность с Девятой симфонией).

Каждый из поздних квартетов уникален и по общему замыслу, и по приемам раз­вития, и даже по такому устойчивому признаку, как структура. Никаких типовых решений здесь нет.

Только в Двенадцатом (ор.127, Ми-бемоль мажор) и Шестнадцатом (ор.135, Фа мажор) квартетах цикл внешне обычный — 4 части. В других случаях циклы не нормативны. Есть квартеты из пяти частей (№ 15, op.132), из шести (№ 13, op.130), и даже из семи (№ 14, op.131), однако эта многочастность крайне далека от дивертисментности XVIII столетия. Скорее, она рождена исповедальной импровизационностью музыки, с которой Бетховен обращается то ли сам к себе, то ли к Богу, то ли к очень узкому кругу понимающих душ.

Сведения предоставлены организацией МОУ ДО «Детская школа искусств село Городище» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна