Лекция «Поздние квартеты Бетховена»
После квартета № 11 в работе над этим жанром наступает 12-летний перерыв. Уже после написания поздних фортепианных сонат, Девятой симфонии и «Торжественной мессы» Бетховен создает свои поздние квартеты (ор. 127, 130, 131, 132 и 135, 1822–1826 годы). Интерес к квартетному жанру возрождается в связи с характерными тенденциями позднего бетховенского стиля: это стремление к полифоническому письму, философскому содержанию, психологизации образов. Более чем какой-либо другой жанр, квартет демонстрирует изменения, происшедшие в художественном мышлении композитора. Идея борьбы переведена в плоскость нравственно-духовную — она выступает как торжество сильного человеческого духа над страданием. Страстная действенность образов уступает место внутренней сосредоточенности, самоуглубленности. В этих протяженных «монологах» думы Бетховена сосредоточены на объективной проблеме: человек и окружающий его мир, взятый в планетарном масштабе (в этом общность с Девятой симфонией).
Каждый из поздних квартетов уникален и по общему замыслу, и по приемам развития, и даже по такому устойчивому признаку, как структура. Никаких типовых решений здесь нет.
Только в Двенадцатом (ор.127, Ми-бемоль мажор) и Шестнадцатом (ор.135, Фа мажор) квартетах цикл внешне обычный — 4 части. В других случаях циклы не нормативны. Есть квартеты из пяти частей (№ 15, op.132), из шести (№ 13, op.130), и даже из семи (№ 14, op.131), однако эта многочастность крайне далека от дивертисментности XVIII столетия. Скорее, она рождена исповедальной импровизационностью музыки, с которой Бетховен обращается то ли сам к себе, то ли к Богу, то ли к очень узкому кругу понимающих душ.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.