Лекция «Стиль «позднего» Бетховена»
Все исследователи сходятся на том, что произведения, созданные Бетховеном в последние годы его жизни, качественно отличаются от предшествующих. В них сформировался особый стиль — стиль «позднего» Бетховена. Главные черты этого стиля:
- Возросшее стремление к философскому осмыслению жизни. Революционный пафос уступает место более возвышенному, созерцательному восприятию мира;
- При сохранении интереса к героике — подчеркнутое внимание к личным переживаниям человека. Отсюда — усиление психологического начала (характерная тенденция эпохи романтизма);
- Еще одна типично романтическая тенденция — «вокализация» инструментальной музыки (ариозо в сонате № 31, ариетта в № 32, каватина в квартете № 13). Лирические темы, не теряя простоты и ясности, становятся более напевными, «вокальными»; их контуры — более мягкими, гибкими, плавными; дыхание — более непрерывным, протяженным; мелодика лишается былого оттенка маршевости, строгости;
- Особая сосредоточенность на камерных жанрах (это инструментальная соната, камерный ансамбль, фортепианная миниатюра);
- Колоссальный рост масштабов медленных частей (II ч. сонаты № 32, III ч. сонаты № 26);
- Преобладание лирики не только в медленных, но и в сонатных частях, что выражается в лирическом характере главных тем сонатных allegri;
- Чрезвычайно возросшее значение полифонии, что связано с усилением рационального, философского начала (фуги в сонатах № 26, 31, в I части квартета № 14, в финале 9-й симфонии, в «Торжественной мессе»);
- Смелые нарушения структуры сонатного цикла (по две части в сонатах № 24, 27, 32, 7 частей в квартете № 14);
Всё это говорит о том, что в поисках новых путей Бетховен, в последний период своего творчества, шел в направлении, общим с композиторами-романтиками.
Сведения предоставлены организацией МОУ ДО «Детская школа искусств село Городище» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.