Урок «П.И. Чайковский. Симфония № 4»
По характеру своего дарования великий русский композитор П.И. Чайковский прежде всего является лириком и драматургом-психологом. Появление в 1877 году Четвертой симфонии П. Чайковского знаменовало рождение нового типа симфонического цикла в русской симфонии — психологической драмы. По своему идейному замыслу это произведение очень типично для русского искусства 70-х годов. Оно раскрывает характерный для того времени конфликт человека с окружающей средой. Симфония впервые была исполнена 22 февраля 1878 года в Москве оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна.
Студенты в ходе слушания I части симфонии обсудят её драматический характер, завязку драматического конфликта, охарактеризуют «зерно всей симфонии» — тему вступления, которую композитор обозначил как образ «роковой силы, которая мешает порыву к счастью дойти до цели». Обучающиеся также послушают II часть, написанную в характере лирической песни и III часть — скерцо. Студенты обсудят итог драмы — IV часть. П. Чайковский попытался пояснить его словами «Жить все-таки можно», — использовав в финале подлинную народную песню «Во поле березонька стояла».