«Мы все глядим в Наполеоны…»

Событие завершилось
6+

 Выставка «Мы все глядим в Наполеоны…» приурочена к 235-летию со дня рождения С.Г. Волконского, представителя одного из древнейших и самых знатных родов в России, участника Отечественной войны 1812 года, современника и участника событий «бурного века».

Известная фраза, положенная в основу названия выставки, принадлежит А.С. Пушкину. Она взята из романа в стихах «Евгений Онегин» и отразила взгляды и поведение целого поколения. Речь идет о людях, живших в славную эпоху, которая пришлась на начало XIX столетия. Это эпоха войн с наполеоновской Францией.

Выставка посвящена одному из выдающихся полководцев XIX столетия, жизнь которого была полна блестящих побед, навсегда вошедших в историю Франции и мировую военную историю. Даже неудачи французского императора, которых было меньше, чем побед, стали легендарными. Последние годы жизни Наполеона оказались трагичными. После разгрома в битве при Ватерлоо он прекрасно осознавал, что это военное поражение поставило точку в его политической карьере в целом. «Император всех французов», стяжавший славу военного гения, властвовавший практически над всеми странами Европы и творивший судьбы огромного количества людей, в конечном итоге окончил свой век на «маленьком острове» у западного побережья Африки.

«Безвестный корсиканец», как называли Наполеона, совершивший стремительное восхождение к вершине воинской славы и политической власти, обессмертил не только свое имя, но и имена огромного количество людей, для которых «между долгом и смертью середины не было». Было бы неверным утверждать, что стремлением стяжать военную славу был одержим один лишь Наполеон Бонапарт. В означенный исторический период, как отмечают историки, европейские войны рассматривались как античное противоборство. Война идеализировалась в обществе, в том числе и в российском, причиной тому были победы русской армии, одержанные Потемкиным, Суворовым. О них хорошо помнила Европа. Воинственные наклонности французского императора были традиционными для начала XIX столетия. Все говорили о войне без застенчивости. Например, Д.В. Давыдов писал: «В ужасах войны кровавой я опасности искал, я горел бессмертной славой, разрушением дышал…». Другой современник событий А.П. Ермолов, также герой Отечественной войны 1812 года, как-то высказался: «Мне 24 года; исполнен усердия и доброй воли; здоровье всему противостоящее! Недостает войны». Стоит заметить, что и Ермолов, и Наполеон были почти одного возраста, родившиеся в разных концах Европы, они имели схожие взгляды на войну. Ермолову же и принадлежат слова: «Каждому даны собственные силы: один восстает от края пропасти, другой свергается с высоты величия». В этом высказывании налицо сходство взглядов генерала Ермолова с Наполеоном.

Наполеон был «человеком войны», а образованные слои общества России начала XIX века романтично воспринимали и политику, и людей подобного толка. Наполеон слыл победителем.  Его образ, запечатленный в живописи, гравюрах, литографиях, скульптуре, овеян именно героико-романтическим флером. С.Г. Волконский вспоминал: «Восторженный Наполеоновым бытом в истории, я возымел желание иметь полное собрание его портретов, начиная от осады Тулона до отречения в Фонтенбло, и просил книгопродавца Артория мне это собрать…»

Известный французский живописец и график — современник Наполеона Эжен Делакруа заметил: «Жизнь Наполеона — это эпопея нашего века для всех искусств».  Посредством оригинальных предметов изобразительного, декоративно-прикладного и пластического искусства, редких книжных изданий, а также предметов обмундирования и снаряжения Великой армии первой половины XIX столетия воссоздается подробный портрет императора Наполеона, история его жизни, деяний и целого исторического периода.

По сей день палитра чувств, которую вызывает историческая личность Наполеона, очень широка: почитание, трепет и интерес у одних и страстное неприятие у других. Иконографические типы французского императора и полководца весьма многочисленны и разнообразны. Характерной чертой его иконографии, как и изображения «времени славы и восторга» стала возвышенная романтическая героика.  

Диапазон исторического повествования довольно масштабный — конец XVIII – первая четверть XIX столетия. На гравюрах и литографиях, исполненных преимущественно западноевропейскими мастерами Ш. Моттом, Э. Байяром, Ж.Ш. Ланглуа, А.И. Шарлеманем по оригиналам В. Адама, А. Адама, де Лемюда, предстают наиболее значимые события наполеоновских войн. На страницах редких книжных изданий выписан и портрет самого «расточителя славы», и «бурный, дивный век» с эстетикой «всего военного».

Исторически точное описание событий означенной эпохи, отдельные замечания к исторической личности Наполеона можно найти на страницах редких книжных памятников. Это две книги многотомного труда «Великая французская революция» Томаса Карлейля из библиотеки Фридриха Вильгельма IV, детские воспоминания которого о событиях, потрясавших Европу в начале XIX столетия, были очень яркими. Большим переживанием в жизни, в ту пору еще кронпринца, стало вынужденное бегство Королевской семьи в Восточную Пруссию вследствие разгрома прусской армии в сражениях при Иене и Ауэрштедте в 1806 году. Несомненно, интерес представляют «Полные анекдоты Наполеона Бонапарта, изображающие как характер его, так и воинские дарования, с приложением краткого, но верного обозрения его жизни, от самой юности, по смерти его…» в двух частях. «Мысли Наполеона при вступлении в Москву, или Разговор совести с различными его страстями, 5 сентября 1812 года» С.И. Ушакова содержат текст, полный поучения тому безумцу, который не совладал со своими страстями и предпринял губительное вторжение в Россию. Здесь же можно видеть и переводное издание «История о низвержении Наполеона Бонапарта с похищенного им трона» Евгения Лабома, бывшего батальонного начальника Королевского гвардейского корпуса, кавалера Почетного легиона и императорского австрийского ордена Железной короны. В данной части изложены описание и оценка сражений, состоявшихся уже на территории Франции в 1814 году — сражение при Суассоне, Краоне, Реймсе и Монмирале. Особое внимание следует обратить на литературный опус самого великого завоевателя — «История Юлия Цезаря (его войны). Сочинение Наполеона I, диктованное им на острове Святой Елены г. Маршану».

В состав выставки включены уникальные экспонаты — знамя 148-го линейного полка французской пехоты образца 1812 года, сигнальная труба, изготовленная в том же году во Франции фирмой «Maison», экспонируемые впервые. Также представлено обмундирование и снаряжение Великой армии императора Наполеона, которая заключала под своими знаменами солдат двух десятков стран Европы и до рокового 1812 года не знала поражений. Великолепные предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, артефакты с Бородинского поля сражения — бесценные свидетели истории, полно и образно дополняют историческую повествовательную канву выставки.

Минуло «время славы и восторга», наступила пора, когда произошла «деэстетизация всего военного». Вместе с этим сменилось отношение и настроение русского общества к личности Наполеона, оно стало сильно отличаться от того, что царило в «самую звездную из эпох». Что касается соотечественников французского императора, то оно все же было иным. Их желанием и правящего монарха, в частности, было реабилитировать Революцию и Империю. В мае 1821 года на острове Святой Елены «узник Европы» скончался «среди немых страданий». Но легенда, созданная еще при его жизни, продолжила жить и после его смерти. Во Франции находилось много сторонников возвращения праха знаменитого и все еще любимого императора и полководца на родину. Наконец, после девяти лет ожиданий и обсуждений министром внутренних дел Франции Шарлем де Ремюзом было озвучено решение короля: «Его Королевскому Высочеству монсеньору принцу Жуанвильскому отправиться на фрегате на остров Святой Елены, чтобы забрать останки императора Наполеона, который был законным сувереном страны. Таким образом, он мог быть похоронен в Сен-Дени, но Наполеону не требовалось обычное захоронение королей. Он должен править и по-прежнему командовать в ограде, где будут отдыхать солдаты страны и где те, кто призван защищать ее, всегда будут вдохновлены. […] Под куполом, в центре храма, посвященного богу армий, будет воздвигнута гробница, достойная, если возможно, имени, которое должно быть там выгравировано. […] Отныне Франция и только Франция будут владеть всем, что осталось от Наполеона. Его могила, как и его память, не будет принадлежать никому, кроме его страны. По сути, монархия 1830 года является единственной и законной наследницей всех суверенов, которыми гордится Франция. Несомненно, это принадлежало ему, этой монархии, которая первой объединила все силы и примирила все желания Французской революции, воздвигнуть и бесстрашно почтить статую и могилу популярного героя…» Девятнадцать лет спустя прах Наполеона был перенесен на берега Сены, последняя воля императора была исполнена.

В заключение приведем высказывание академика Жана Дютура, с которым нельзя не согласиться, «Мы можем сделать прошлому выговор, возмутиться им, но никак не можем сделать одного: отменить то, что было».

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна