Чувашская народная песня

Событие завершилось
6+

Опыт всей истории человечества убедительно доказывает, что музыкальная культура отражает жизнь человека, социальной группы и общества на всех этапах их развития. Значительную часть музыкальной культуры составляет фольклор, как многогранное явление духовной жизни народа.

Одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора является песня, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.

Чувашская народная песня сопровождала все важнейшие события в жизни семьи, она непременно звучала на языческих и христианских праздниках. Если народная песня подвергалась более активной разработке, обогащаясь авторскими приемами, то такое сочинение называли обработкой. Особенно  много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П. Павлов или Г.В. Воробьев., С.М. Максимов, Г.Г. Лисков, А.Н. Тогаев. Эти сочинения и ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен.

К чувашским весенним праздникам относятся — çăварни (масленица), вирӗм, сӗрен, акатуй; летним — çимӗк (семик); осенним праздникам — кӗр сăри (осенний пир); зимним праздникам — сурхури (святки). Все праздники и обряды имели свой круг песен и они, соответственно, разделяются на застольные, свадебные, масленичные, хороводные, игровые, посиделочные и т. д. Возникновение каждого отдельного жанра связано с определенными трудовыми процессами, жизненными явлениями. Поэтому «чувашские народные песни подразделяются на трудовые, обрядовые, семейно-бытовые, баллады и частушки. Например, главное назначение трудовых песен — воодушевление и настрой на выполнение предстоящей работы. Классическим образцом песен помочей является песня «Нимене».

Мелодия чувашских песен подчиняется стихосложению и представляет собой попевку с характерным ритмическим развитием. Ритмическая сторона чувашских песен ярко выражена. Нередко, именно ритм, выступая на первый план, особенно выразительно подчеркивает национальный колорит. Эту особенность чувашских песен подметили еще ученые прошлого столетия: «…в чувашских песнях музыкальный ритм вполне подчиняет слова, не считаясь часто с их грамматическими ударениями».

В чувашских народных песнях используются самые разнообразные тактовые структуры, начиная от двухдольного и до девятидольного строения такта. Наиболее распространены двух- и четырехдольные размеры. Очень часто встречаются сложные размеры и переменные метры.

Метроритм в чувашской музыке сложен и ритмическая формула чаще всего строится таким образом, что происходит смещение ударения с сильной доли на слабую, которая и подчеркивается при исполнении. Наиболее распространенный ритмический рисунок: «…ритмическая фигура ровными восьмыми или с дроблением второй восьмой». Это напоминает характерную ритмику чувашской плясовой инструментальной музыки.

Исполняются народные песни в сравнительно медленных и умеренных темпах. Очень редко наблюдается смена темпов. Обычно изменения в темпе происходят в развернутых, более сложных формах, в частности, в некоторых свадебных песнях. Но агогика не характерна для чувашского песенного фольклора и, как правило, напевы имеют умеренный, до конца выдержанный темп.

Динамика в исполнении чувашских народных песен преобладает от «Р» до «mp». А «F» встречается очень редко, иногда как контраст к основной исполнительской динамике — «Р».

1.2. Чувашские народные музыкальные инструменты

Прекрасный знаток чувашского быта и культуры профессор Н.В. Никольский отмечал: «Инструментальная музыка чуваш [ей] более разновидна, чем у других народностей Поволжья». По словам В.А. Мошкова, «едва ли у кого-либо из наших восточных инородцев найдется в употреблении столько разновидностей музыкальных инструментов, как у этих последних [т.е. чувашей]».

Многие исследователи писали, что для чувашей было характерно ансамблевое музицирование. К примеру, русский ученый XVIII века КХ. Милъкович отмечал, что чуваши любили играть на разных инструментах, как бы создавая оркестр.

Сугубо национальными музыкальными инструментами у чувашей являются: духовые — шăпăр (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сăрнай (волынка из козьей кожи), шăхлич (дудка); струнные — кӗсле (гусли), сӗрме купас (скрипка), тăмра (домра, балалайка); ударные — параппан (барабан), хăнкăрмаллă параппан (бубен), тренчӗл или чан-чан (треугольник); клавишные — хут купăс (гармоника). Также существует ряд других инструментов и приспособлений, например, купас (варган), называвшийся в старину палнай.

По старинным чувашским преданиям музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах, обладали колдовской магической силой.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна