«Чистая классика — 4» — ирония и грусть Моцарта
30 января в галерее Niko уникальный концерт-обращение к камерному наследию австрийского гения.
Меломаны с нетерпением ожидают уже четвертый концерт, так полюбившегося москвичам камерного цикла «Чистая классика», организованного фондом «Мост искусств» совместно с телерадиоцентром «Орфей». В этот раз нас ждет погружение в шедевры вокального и инструментального наследия Моцарта, в том числе — редко исполняемые в России. По сложившейся традиции, концерт пройдет в уютном зале (с хорошей акустикой) галереи Niko в Большом Тишинском переулке, 19 (м. Белорусская) в 19.30. Продолжительность концерта — около полутора часов без антракта.
Напомним в двух словах идею цикла: салонное, камерное музицирование, буквально слияние публики и музыкантов в одно целое, причем на сложных и изысканных программах, — это истинный фундамент всей музыкальной культуры. Главными критериями в концертах «Чистой классики» является качество сочинений и качество исполнения, уровень музыкантов, их сыгранность и служение идее ансамбля. Как сказал идеолог проекта, заслуженный артист Виктор Ямпольский, — «этот проект есть альтернатива современным тенденциям в концертной практике, уводящим нас все дальше в сторону коммерции и гламура; мы же хотим вдохнуть целебный воздух настоящего искусства».
30-го января 2023 года — моцартианская история. Начнется концерт с Квартета соль минор для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. А завершится (не считая бисов) тоже Квартетом, но уже ми бемоль мажор для того же состава. Эти два произведения, весьма масштабные и одухотворенные, являются, по сути, своеобразными «симфониями», в которых, по словам музыкантов, «собрана вся палитра гениальности Моцарта». Ну, а между — прозвучат настоящие хиты из Адажио из Концерта для кларнета с оркестром, а также — шедевры вокального наследия: песни «Вечернее настроение» для голоса и фортепиано, «Фиалка» (Das Veilchen); ария Секста (Sesto) из оперы «Милосердие Тита» для голоса, кларнета и фортепиано.
Как известно, ария Секста — давно уже стала самостоятельной компонентой в мировой концертной практике, и нелишне напомнить, что в опере Секст (друг Тита), разумеется, персонаж мужской. Но по традиции поют всегда женщины /меццо-сопрано/. Дело в том, что в XVII-XVIII веках в помпезных и героических операх-сериа было принято опираться на высокие виртуозные голоса, поэтому партии Секста писались изначально для кастрата, равно как партии Анния (друга Секста) для меццо-сопрано. В четвертом концерте «Чистой классики» сложные вокальные арии (в том числе и Sesto) исполнит Наталья Савинова (меццо-сопрано), — выпускница Московской консерватории (класс Наталии Шаховской), аспирантуры (класс Валентина Фейгина), позже продолжившая вокальное обучение в Италии и Австрии.
«В вокальных сочинениях Моцарта, — комментирует программу Виктор Ямпольский, — очень много совершенно разных состояний: это и меланхолия, и — тут же — ирония; в одной из песен эта ирония проявляется весьма настойчиво, скажем, в «Фиалке». Кстати, у нас фиалка — женского рода, а в немецком языке — среднего. И в песне такой сюжет, как в басне: Цветок-фиалка (юноша) рос на поляне и вдруг увидел пастушку, которая напевала песенку. И он безнадежно влюбился в эту пастушку, все время ждал, когда она снова придет. И вот она однажды пришла, не заметила цветочек и раздавила его. И он, умирая, подумал — какое счастье, что я гибну от ее ножки. Вообще, по части совмещения грусти и легкого налета иронии, между Моцартом и Пушкиным много общего. Что можно заметить везде, в том же меланхолично-элегичном «Вечернем настроении»».
Среди исполнителей стоит назвать великолепных музыкантов — Алексея Попова (альт), Виктора Козодова (виолончель), Сергея Петрова (кларнет) и Виктора Ямпольского (фортепиано).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.