Лекция «XVII век в русской духовной музыке: парадоксы развития»

Событие завершилось
12+

Уникальный специалист по средневековой русской музыке расскажет о том, что во второй половине XVII столетия в русском богослужении можно было услышать поочередно совершенно разные по стилю песнопения: и одноголосный знаменный распев, и диссонантное троестрочие с демеством, и новую партесную музыку, пришедшую на Русь из Западной Европы через Украину и Литву.

Русские певчие с древности записывали музыку с помощью крюков, но очень быстро овладели новой пятилинейной киевской нотацией. Два разных стиля многоголосия — старый диссонантный и новый партесный оказывали друг на друга значительное влияние; в певческих рукописях того времени можно найти записанные крюками партесные концерты и наоборот, в партесных сборниках встречаются записанные нотами строчные и демественные партитуры. Множество переходных явлений создает пеструю стилистическую картину многоголосного пения в конце XVII века, запечатлевшись в певческих рукописях смешанного состава. Черты средневекового искусства вплетаются в новую музыку эпохи барокко, придавая ей особый многоцветный колорит, характерный только для русской музыки переходного к Новому времени периода.

Лекцию читает научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Лада Вадимовна Кондрашкова, музыковед-медиевист, специалист по певческим рукописям и расшифровке крюковой нотации.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна