Книжная выставка «Новый год на Южном Урале: история и культура празднования»
Челябинская крепость была образована в 1736 г., когда Россия уже перешла на новое летоисчисление, и южноуральцы отметили наступление 1737 года 1 января. Как относились к Новому году и Рождеству на Урале в разное время? Какие традиции известны с предшествующих веков, а какие появились недавно? И каким образом южноуральцы готовятся к встрече новогодних праздников?
Накануне Нового года небольшие торговые лавочки были украшены, а крупные торговые дома вечерами освещены керосиновыми и электрическими фонарями. Рождественские ярмарки привлекали многообразием товаров, начиная от детских игрушек и заканчивая лучшими винами. С 15 декабря в продаже появлялась ель — главный атрибут праздника. Для детей в богатых домах или в Народном доме традицией стало проведение новогодних представлений с вручением подарков от Дедушки Мороза. В клубах города для взрослых организовывали балы-маскарады с вручением шампанского за лучший маскарадный костюм. Популярным среди состоятельных горожан считалось поздравление визитными карточками.
О том, «Как праздновали Новый год и Рождество в Челябинске» подробно написано для официального сайта ОГАЧО. Также материал сотрудника архива Е. Туровой «Елочная история», опубликованный в «Вечернем Челябинске» (от 8 января 2010 г.), размещен в экспозиции.
На страницах «Оренбургских епархиальных ведомостей» за 1907–1909, 1916 гг. в Епархиальной хронике приведено описание святочных развлечений в духовно-учебных заведениях г. Оренбурга.
События 1917 г. изменили многое. Рождество и Святки, а также все связанные с ними увеселения, оказались пережитками. В современной России за годы советской власти более значимым стал Новый год. Как стоит проводить новогодние мероприятия, написано в методическом пособии «Традиции Рождественских праздников» (2008), книгах А. Лазарева «Уральские посиделки» (2008), Л. Лазаревой «Календарно-обрядовые праздники Урала» (2007), статье И. Андреевой «Новый год на газетной странице. (По материалам местной прессы 1920–1930-х гг.)», опубликованной в сборнике «Культура — искусство — образование: сохранение традиций и новаторство» (часть 1, 2011). А также интересен материал Л. Коноваловой «Инсценированная радость и воспитание «весельем» на примере праздника Нового года для школьников в 1950–1960 гг.», представленный в издании «Институциональные проблемы российского социума: правовой и исторический аспекты» (2010).
Особенности питания во время новогодних и рождественских праздников рассматривает И.В. Лосеева в книге «Кулинарный календарь Южного Урала» (2014).
Чтобы удивить гостей необычным десертом, испеките лимонный кекс «Рождественский» по рецепту, одобренному уральским творческим объединением «Талисман» и напечатанному в сборнике «Ну, очень вкусно!» (2019).
Для семейного чтения в декабре и в дни новогодних каникул советуем выбирать книги коллектива авторов «Рождественские сказки» (2011), стихотворения В.С. Ильина «Голубые ели» (2015), сказку в стихах С.Б. Школьниковой «С Новым годом!» (2013), рассказ Н.А. Баскаковой «Новогодний сюрприз» (2015), сказочную повесть С.А. Декабрева «Стеклянные совы» (2016), а также новогодние выпуски журналов «Колокольчик» и «Подсолнушки».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.