Выставка «К 100-летию со дня рождения Народного артиста РСФСР Боярского Николая Александровича»

Событие завершилось

10 декабря 2022 года исполнилось 100 лет со Дня рождения Николая Александровича Боярского — любимого многими поколениями актера театра и кино, Заслуженного артиста РСФСР (1969), Народного артиста РСФСР (1977), одного из основоположников известной театральной династии Боярских.

Николай Боярский рано начал проявлять интерес к актерскому искусству. Первый опыт он получил еще будучи ребенком, когда в 1936 году ему предложили эпизодическую роль в картине Якова Протазанова «Бесприданница».

В 1940 году Николай поступил в Ленинградский театральный институт, но учебу пришлось прервать.

Началась война, и его, студента первого курса, призвали в армию. В составе 80-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта Боярский принимал участие в героическом Шлиссельбургскогом десанте, пытавшемся прорвать кольцо блокады осенью 1941 г. Ранение в плечо, скорее всего, спасло 19-летнему бойцу жизнь. В начальный период войны подобные военные операций были обречены изначально и шансов выжить практически не было. «Десант на тот свет» — так назвали впоследствии эту на долгие десятилетия забытую трагедию.

После лечения в госпитале Боярский вернулся на фронт, участвовал в ожесточенных боях, а однажды под Ростовом-на-Дону попал в плен. От гибели его спасло чудо. Из колонны военнопленных, которую гнали по улице, его буквально выхватили местные жители, стоявшие вдоль дороги, надели на Николая шапку-ушанку и спрятали в толпе людей. Так уж вышло, что немцы ничего не заметили. Укрыла солдата у себя дома донская казачка Матрена Ивановна Котельницкая. Перед приходом советских войск все остальные военнопленные были расстреляны на городской площади.

Фронтовая судьба хранила юношу. Сам же Николай Александрович считал, что на войне его оберегала фотография самой красивой однокурсницы — Лидии Штыкан, которой Боярский, уходя на фронт, так и не успел признаться в любви. Фотографию эту он носил в кармане гимнастерки всю войну. «Я сражался за Родину и за Лиду», — скажет потом Николай Александрович.

А еще его хранили письма и молитвы матери Екатерины Николаевны. Ежедневно молилась она и за него, и за другого своего сына, Павла, который тоже был на войне. Все ее четыре сына Алексей, Павел, Николай и Сергей остались живы.

Н.А. Боярский воевал под Сталинградом, участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. Войну закончил в Кенигсберге старшим сержантом, командиром отделения.

Для посетителей музея «Келломяки-Комарово» работает временная выставка, приуроченная к памятной дате. На выставке представлены военный билет, военная фотокарточка и фотографии фронтовых наград Николая Александровича, среди которых медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», ордена Красной Звезды и ордена Славы III и II степеней. Екатерина Николаевна, дочь Н.А. Боярского, передала боевые награды и некоторые письма отца в музей «А музы не молчали» при школе №235, в экспозиции которого они находятся по сей день.

Демобилизовавшись из армии, Николай Боярский вернулся в Ленинградский Театральный институт и продолжил учёбу. Впереди была большая, яркая, мирная жизнь.

В 1945 году Николай Боярский и Лидия Штыкан поженились и до конца жизни были вместе. Вот только служили супруги в разных театрах. Лидия Петровна состояла в трупе театра драмы имени Пушкина, а Боярского после окончания института в 1948 году пригласили в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. В этом театре он проработал всю жизнь, за исключением сезона 1964-65 годов, когда он ушёл в Ленинградский театр имени Ленсовета, но через год, пожертвовав хорошей ролью в спектакле «Жили-были старик со старухой», вернулся обратно.

На сцене театра имени В.Ф. Комиссаржевской Николай Александрович сыграл около 200 ролей.

На выставке можно увидеть автобиографию Н.А. Боярского, диплом с отличием об окончании института, а так же фотографии в сценических образах Миши Бальзаминова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова», Короля Испании в спектакле В. Кожича «Дон Сезар де Базан» 1949 г., Зиновия Борисовича в спектакле по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Димы Шарикова в спектакле «Безупречная репутация» 1962 г. (в роли Юли Мельниковой — Галина Короткевич), а также в одной из самых любимых актером ролей — фронтовика Левана Гуриеладзе в спектакле «Если бы небо было зеркалом» по повести Нодара Думбадзе «Я вижу солнце».

Особое внимание обращает фотография сцены из спектакля «Рождены в Ленинграде»1961 г. по пьесе Ольги Берггольц, где партнершей Боярского (профессор Сосновский) стала молодая актриса Алиса Фрейндлих. Премьерные показы «блокадного» спектакля прошли в мертвой тишине, зрители, среди которых были едва ли не одни блокадники, просто молча стояли и плакали. О.Ф. Берггольц была на спектакле и высоко оценила игру актеров.

Даже небольшая часть фотографий сценических образов, представленных в музее, наглядно демонстрирует, что яркое дарование и тонкий психологизм позволяли Николаю Александровичу одинаково легко существовать как в классической комедии, иногда доведенной до гротеска, так и в психологической драме.

На выставке можно увидеть программки спектаклей, в которых был задействован Н.А. Боярский. Программки, как и афиши, особенные свидетельства театральной истории, но век их, к сожалению, недолог.

Только став предметом собирательства, могут они продлить свою жизнь и рассказать нам о блистательных постановках, которые ушли со сцены, о замечательных актерах, которым когда-то рукоплескали залы. Остаются, к счастью, фотоматериалы, статьи в театральных журналах и народная любовь, кажется, передающаяся по наследству.

А еще остаются киноленты, навсегда запечатлевшие образы любимых актеров.

Работая в театре, Николай Боярский не переставал думать о кинокарьере, которая сложилась не сразу.

В 1957 году на «Ленфильме» было решено снять телевизионную версию спектакля «Дон Сезар де Базан» в постановке театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где Боярский исполнял роль Короля Испании. Однако следующую роль в кино Николай Александрович получил только через 8 лет.

В 1965 году известный актёр и режиссёр Павел Кадочников снимал кинокартину «Музыканты одного полка» и пригласил Николая Александровича на одну из главных ролей — адъютанта музыкального полка Василия Боголюбова. Боярский великолепно сыграл эту роль.

Следующие 20 лет своей творческой жизни Николай Боярский постоянно снимался в кино, роли были, в основном, эпизодические, но очень яркие.

Примечательно, что из всего многообразия кино работ визитными карточками актера стали роли в детские фильмах: советника в киносказке «Снежная королева», физрука Ростислава Валерьяновича (Ростика) в фильме «Приключения Электроника», Кощея в «Новогодних приключениях Маши и Вити», где племянник Николая Александровича Михаил Сергеевич Боярский сыграл роль Матвея — дикого кота.

Эти фильмы помнит большинство жителей страны.

Но, безусловно, наибольшую популярность принес Николаю Боярскому, да и всем исполнителям главных ролей, фильм Михаила Швейцера «Золотой теленок». Этот легендарный фильм навсегда вошел в историю нашего кинематографа.

Выставку можно посетить в часы работы музея с четверга по воскресенье с 10:00 до 18:00 часов.

Сведения предоставлены организацией СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна