Онлайн–проект «История одной песни»

Событие завершилось
6+

Представляем вашему вниманию историю создания классического романса  П.И. Чайковского «Нет, только то, кто знал».  

 П.И. Чайковский написал около 80 романсов для одного голоса (помимо этого еще и дуэты, разные ансамбли). Эти романсы объединены в циклы по опусам — № 6, 16, 25, 27, 38, 47, 57, 63, 65, 73. В исследовательской (музыкальной) литературе высказывалось суждение о том, что романсы ранних опусов, в том числе тот, о котором здесь идет речь, имеют большую художественную ценность, чем более поздние. (Например, В. Баскин, первый биограф П. Чайковского, отмечал: «в opus’ах более ранних не заметно той изысканной отделки, какая встречается в более поздних произведениях, зато в первых — более теплоты, более мелодичности, более внутреннего огня. Не гоняясь за популярностью посредством не свойственных музыканту эффектов, наш композитор писал свои романсы, выдвигая иногда музыкальную идею даже в ущерб тексту»2.

         Хотя большинство романсов Чайковского написано на тексты русских поэтов, в наследии композитора есть все же и романсы на стихи иностранных поэтов, как мы это видим в данном случае.

         Чайковский был очень цельной натурой, и неудивительно, что можно обнаружить определенные связи между произведениями одно и того же периода. Так, романс «Нет, только тот, кто знал» представляет собой глубоко оправданную аналогию с любовной темой (так называемая побочная партия) увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

         Этот романс не только лучший среди шести произведений ор. 6, но, бесспорно, и один из лучших во всем вокальном творчестве П. Чайковского. Интересные подробности его появления поведала в своих воспоминаниях Антонина Чайковская (Милюкова), жена композитора: «Петр Ильич был чрезвычайно обидчив. Почти вместе с ним окончила консерваторию по классу пения А. А. Х-ва, 3 родная сестра моей sœur. Ее голос — контральто ужасно ему нравился. Раз должна была она дать концерт. Муж сочинил для нее романс, посвятил ей и накануне концерта утром чуть не бегом бежал, чтобы вручить его  ей. Этот романс был «Нет, только тот, кто знал…». Он опрометью влетел к ней; готов был только один экземпляр, и листы были еще мокрые. Она села к роялю, исполнила его, и… ей почему-то он не понравился. Она сухо поблагодарила Петра Ильича и романса в свой концерт не пела… Он обижен был страшно и, кажется, после того всегда был немного холоден к ней. Позднее она пела этот романс в каждом совеем концерте и производила настоящий фурор. Но все равно, обида осталась обидой».4

         Хотя часто и даже как правило поэзия и музыка близки, и стихи кладутся на музыку в том виде, как они написаны поэтом, в данном случае П. Чайковский отошел от этого правила и внес некоторые изменения, которые, получив оправдание в музыке, придали, надо признать, драматизм романсу. Приведем литературный текст романса, чтобы яснее были видны различие поэтического и вокального произведений:

Нет, только тот, кто знал, свиданья жажду,

Поймет, как я страдал и как я стражду.

Гляжу я вдаль… нет сил, тускнеет око…

 Ах, кто меня любил и знал, далеко!

Ах, только тот, кто знал, свиданья жажду,

 Поймет, как я страдал и как я стражду. 

 Вся грудь горит… Кто знал… свиданья жажду,

 Поймет, как я страдал и как я стражду.

Предлагаем вам вариант прослушивания этой песни  в исполнении нашего преподавателя Киселева Андрей (концертмейстер Рожков Евгений Николаевич).

Сведения предоставлены организацией МБУДО Кимовская ДШИ и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна