Оперу «Скупой рыцарь» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова исполнят в Московской консерватории
6 декабря в Рахманиновском зале в рамках проекта «Возрождение оперной классики» состоится исполнение оперы С.В. Рахманинова «Скупой рыцарь». Постановка приурочена к знаменательному событию — 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, которое с размахом будет отмечаться в 2023 году. Незаслуженно забытый шедевр композитора представят Камерный оркестр Московской консерватории под управлением народного артиста РФ Феликса Коробова, а также приглашенные солисты.
Опера «Скупой рыцарь» была написана в 1905 году на собственное либретто Рахманинова и продолжила традиции речитативной оперы, заложенные А.С. Даргомыжским и развитое М.П. Мусоргским. «Скупой рыцарь» — своего рода «перевертыш», ставящий под удар общепринятые оперные формы и клише. Если в «Алеко» — своем «дипломном проекте» — Рахманинов демонстрирует широкий арсенал технических средств, приобретенных в процессе обучения, то в «Скупом рыцаре» он чувствует себя гораздо свободнее, музыкальная речь становится намного острее и радикальнее. Композитор экспериментирует, пытаясь нащупать пути для точного изображения психологического состояния героев.
Непростые взаимоотношения персонажей влияют на общий мрачный колорит оперы, в которой нет места не только светлой лирике, но и даже малейшей надежде на счастливый исход. Вместо широких певучих кантилен, отличающих многие вокальные и фортепианные сочинения Рахманинова начала столетия, на первый план выходят лаконичные, декламационные интонации преимущественно инструментальной природы. Минимальное вмешательство в литературный текст, сквозная драматургия, отсутствие законченных оперных арий и ансамблей роднит «Скупого рыцаря» с «Каменным гостем» А.C. Даргомыжского, неоконченной «Женитьбой» М.П. Мусоргского, «Моцартом и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, «Пиром во время чумы» Ц.А. Кюи, а отсутствие женской партии — с первой редакцией «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского.
Премьера «Скупого рыцаря» состоялась 11 января 1906 года в Москве в Большом театре под управлением автора, отвечавшего в то время за отечественный репертуар театра. Рахманинов надеялся, что в спектакле примет участие его друг Федор Шаляпин, но тот отказался, откровенно сомневаясь в том, что опера достойна «маленькой трагедии» Пушкина. Поступок певца ранил Рахманинова, а его отсутствие, по всей вероятности, сказалось на уровне постановки. В первый сезон опера была дана всего четыре раза и по настоянию композитора снята с репертуара. Она — редкий гость театральных сцен и концертных залов.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.