Спектакль «Записки сумасшедшего»
В театральной постановке Театра-студии «Балаган» знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего» прослеживается стремление изучить параллелизмы между героем и самим автором. Оба были одолеваемы страхами, слабостями, ощущением безысходности и неистовой фантазией.
Герой произведения — мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин, находится на службе царской бюрократической машины. Рутинная работа в департаменте, безответная любовь к дочери своего начальника и маниакальное желание занять высокое положение в обществе постепенно приводят героя к потере рассудка. В конце произведения Поприщин окончательно сходит с ума, думая, что он никто иной как король Испании. Записи, которые он оставляет в своем дневнике, отражают постепенное прогрессирование его психической болезни, приведшее его, в конечном итоге, в сумасшедший дом.
Данная постановка стремится избежать гиперболизации психического отклонения героя, отбрасывая штампы и клише, вынося на первый план человеческие качества персонажа. Поприщин страдает тяжелым психическим расстройством — шизофренией, но он не идиот и не клоун. В данной постановке все художественные средства были направлены на то, чтобы избежать подобной трактовки персонажа. Поэтому при просмотре спектакля зрители смеются не над героем, а вместе с ним. Поприщин, как никто другой, являет собой хрупкость и уязвимость человека перед лицом жизни.
Театр-студия «Балаган» впервые в Испании поставило это произведение на русском языке. Реализация данного театрального проекта является первым шагом в формировании испанского театра, артистами которого являются русские актеры и студенты русского языка в Испании.