Выставка одной картины из собрания Государственного Эрмитажа
Ко времени создания полотна за Иваном Николаевичем Крамским (1837–1887) прочно закрепилась репутация одного из крупнейших портретистов России. Неудивительно, что именно ему был заказан парадный портрет Марии Фёдоровны, взошедшей на российский престол весной 1881 года — всего за несколько месяцев до создания картины.
Работая над полотном, Крамской использовал фотографию Марии Фёдоровны, снятую в ателье знаменитого фотографа Сергея Левицкого, что, вероятно, было связано с пожеланием царственного заказчика — императора Александра III. Фотографическое изображение Марии Фёдоровны в русском парадном платье представляло её в новом статусе императрицы и предназначалось для самого широкого распространения. Несмотря на имеющиеся в распоряжении Крамского снимки, художник приезжал в монаршую резиденцию Александрию для натурных сеансов, что подтверждает подпись на эрмитажном портрете (И. Крамской /Александрiя. / Июль 1881).