Национальный костюм. Пояс
Само слово «пояс» происходит от древнерусского «ясати», что означает «подпоясывать/вязать»; в свою очередь «ясати» связано со словом «ясало» — «пояс». Удивительно, как за тысячу лет эволюционировало слово. Глагол «поясати», буквально означающий «повязать ясалом», образовал новое существительное «пояс».
С глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни людей. В древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма (поясная одежда держалась не собственно на поясах, а на вздетых шнурах — чашниках), сколько для того, чтобы сохранить тепло. Пояс в это время и в последующие периоды истории являлся социальным знаком, нередко представлял регалии должностного лица. Простонародье подпоясывалось простым ременным или тканым поясом, люди побогаче имели на ремнях бляхи из меди и драгоценных металлов, а также железные пряжки разнообразных форм. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные пояса, часто украшенные золотом и усыпанные каменьями. Никоновская летопись в рассказе о междоусобной войне между сыновьями Всеволода III Юрием и Константином в 1216 г. в битве при Липице упоминает «Добрыню Рязанича Златого пояса». Иностранцы называли членов новгородского вече «золотыми поясами». В духовных грамотах великих князей и царей дорогие пояса нередко упоминаются в качестве наследуемых фамильных драгоценностей. Сыновья великих князей, наследуя уделы, вместе с ними получали и драгоценности, среди которых обязательно были золотые пояса. По свидетельствам современников, у Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Дмитрия Донского — восемь. Из-за золотого пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война. Софья Витовтовна, мать Василия II, публично сорвала золотой пояс с Василия Косого на свадьбе своего сына. Распоясать человека означало обесчестить его: это послужило поводом к боевым действиям.
К поясу, ременному или золотому, обычно привешивались разного рода необходимые вещи: нож в ножнах, ложка в футляре, латунный или роговой гребень, Поскольку во времена средневековья карманов на одежде обычно не было не только в женском, но и в мужском костюмах, то на пояса обязательно навешивались сумочки, заменявшие карман, — калиты и мошна. Также роль мешка нередко играла просто подпоясанная рубаха, отсюда и происходят выражения «положить за пазуху» или в «загашник» (гасник/гашник — это веревочка, поясок).
Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В. Киреева, ордынского влияния. В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.