Национальный костюм. Пояс

Событие завершилось
6+

Само слово «пояс» происходит от древнерусского «ясати», что означает «подпоясывать/вязать»; в свою очередь «ясати» связано со словом «ясало» — «пояс». Удивительно, как за тысячу лет эволюционировало слово. Глагол «поясати», буквально означающий «повязать ясалом», образовал новое существительное «пояс».

С глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни людей. В древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма (поясная одежда держалась не собственно на поясах, а на вздетых шнурах — чашниках), сколько для того, чтобы сохранить тепло. Пояс в это время и в последующие периоды истории являлся социальным знаком, нередко представлял регалии должностного лица. Простонародье подпоясывалось простым ременным или тканым поясом, люди побогаче имели на ремнях бляхи из меди и драгоценных металлов, а также железные пряжки разнообразных форм. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные пояса, часто украшенные золотом и усыпанные каменьями. Никоновская летопись в рассказе о междоусобной войне между сыновьями Всеволода III Юрием и Константином в 1216 г. в битве при Липице упоминает «Добрыню Рязанича Златого пояса». Иностранцы называли членов новгородского вече «золотыми поясами». В духовных грамотах великих князей и царей дорогие пояса нередко упоминаются в качестве наследуемых фамильных драгоценностей. Сыновья великих князей, наследуя уделы, вместе с ними получали и драгоценности, среди которых обязательно были золотые пояса. По свидетельствам современников, у Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Дмитрия Донского — восемь. Из-за золотого пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война. Софья Витовтовна, мать Василия II, публично сорвала золотой пояс с Василия Косого на свадьбе своего сына. Распоясать человека означало обесчестить его: это послужило поводом к боевым действиям.

К поясу, ременному или золотому, обычно привешивались разного рода необходимые вещи: нож в ножнах, ложка в футляре, латунный или роговой гребень, Поскольку во времена средневековья карманов на одежде обычно не было не только в женском, но и в мужском костюмах, то на пояса обязательно навешивались сумочки, заменявшие карман, — калиты и мошна. Также роль мешка нередко играла просто подпоясанная рубаха, отсюда и происходят выражения «положить за пазуху» или в «загашник» (гасник/гашник — это веревочка, поясок).

Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В. Киреева, ордынского влияния. В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.


Сведения предоставлены организацией МБУК «Городской дом культуры» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна