Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах
Музей-заповедник «Царицыно» и Посольство Бразилии в Москве представляют выставку Алини Шавиер Минейру Алварес «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах». Экспозиция посвящена художественному осмыслению экспедиции, которая была организована в 1822–1829 годах исследователем, натуралистом и русским консулом в Рио-де-Жанейро Григорием Лангсдорфом. Проведя в джунглях Амазонки несколько лет, он вернулся с коллекцией артефактов, не имевшей тогда аналогов в мире. В рамках трёхмесячной арт-резиденции в «Царицыне» Минейру изучила находки Лангсдорфа: документы, карты, рисунки, гербарий, чучела животных — и создала авторский проект на стыке искусства и науки. «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах» продолжает серию исследовательских проектов музея и станет первой междисциплинарной выставкой, созданной в партнёрстве с приглашённым современным художником. Её проведение приурочено к 200-летию независимости Бразилии.
Выставка представляет результаты первой русской экспедиции в Бразилию (1822–1829) и творческих изысканий Алини Шавиер Минейру Алварес, которая исследовала материал, собранный в этой экспедиции Григорием Лангсдорфом и уже два столетия хранящийся в музеях и архивах Санкт-Петербурга. Вдохновившись историческими артефактами, Минейру специально для «Царицына» создала фото-, видео-, аудиоинсталляции и работы в смешанной технике (текстиль, скульптура и другие).
«Направление Art & Science
активно развивается и становится частью музейных пространств и выставочных
проектов, — говорит генеральный директор
музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Междисциплинарность — одно из
главных слов, которые характеризуют современный мир. Сочетание научного и
художественного способов познания обогащает сам метод исследования и привлекает внимание к важным темам. Для нашего музея
выставка „Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах“ — это первый опыт представления экспозиции в таком
формате».
«Экспедицией Лангсдорфа ознаменован момент
определения бразильской идентичности, —
говорит посол Бразилии в Москве Родриго Баэна Соарес. — Исследуя внутренние
области Бразилии, экспедиция открывает совершенно новые компоненты её
природного мира, расширяя научные знания о бразильской тропической фауне и
флоре и знакомя зарождающуюся страну с масштабами её природного наследия.
Вспомнить об экспедиции Лангсдорфа — значит вспомнить о сути Бразилии».
Как
и большинство географических экспедиций, путешествие
Григория Лангсдорфа сочетало естественнонаучные исследования и культурологическое познание новой
страны. В экспедиции участвовали не только учёные, но и художники. Немецкий
живописец Йоханн Мориц Ругендас, французский живописец и рисовальщик Адриен Тоне и франко-бразильский художник и изобретатель
Эркюль Флоранс смогли запечатлеть фантастическую природу и быт коренных народов
Бразилии, их культуру и традиции. Экспедиция была организована на деньги
русской короны — Александр I выделил исследователям сотни тысяч рублей, — и все собранные в Бразилии артефакты были перевезены в
Санкт-Петербург. В 2022 году, когда Бразилия празднует 200-летие своей
независимости, выставочный проект Алини Шавиер Минейру Алварес возвращает
память об одной
из самых значительных экспедиций своего времени,
которая внесла
огромный вклад в этнографию, картографию, ботанику и зоологию, а также подарила исследователям
изображения пейзажей, флоры и фауны, встречавшихся учёным на их долгом пути.
«Одной из главных целей экспедиции
было создание описи всего, что предстало перед глазами исследователей, — рассказывает художница.
— Участники экспедиции вернулись с уникальной информацией о племенах, которые
населяли Бразилию той эпохи, о растениях и животных, которые были открыты и получили названия в ходе этой экспедиции, с первыми картами ранее неизученных территорий.
Экспедиция стала результатом
объединения усилий учёных и художников из разных стран, это
общее наследие России и Бразилии, в которое внесли
свой вклад также французские и немецкие художники и учёные. Всё увиденное участники экспедиции
описывали на четырёх языках (русском, португальском, французском и немецком) и
с разных точек зрения (экономической, политической, географический), и мне, как
художнику и исследователю, этот диалог науки и искусства показался очень
современным и интересным».
Алини
Шавиер Минейру предложила задокументировать собственную экспедицию в Россию, в
ходе которой она знакомилась с материалами экспедиции Григория Лангсдорфа,
хранящимися в Санкт-Петербурге: в Ботаническом институте имени В.Л. Комарова, Зоологическом институте и Архиве Российской академии наук, Кунсткамере и Российском
государственном архиве военно-морского флота. Важно сказать, что все документы
и артефакты, добытые в экспедиции и отправленные в Россию после её завершения,
более чем на столетие были забыты и утеряны. Ими никто не занимался, и лишь в
советские годы, благодаря трудам петербургского историка Бориса Комиссарова
архивы Лангсдорфа были тщательно изучены, систематизированы и опубликованы.
«Возможность работать с этим
уникальным архивом — большая честь для меня, — говорит Алини. — Для своего проекта я выбрала те материалы,
которые никогда не были показаны широкой публике, а также использовала те
техники и методы, которые применялись
участниками экспедиции. Например, известно, что
Эркюль Флоранс, которого считают одним из отцов фотографии, использовал особый
метод
закрепления изображений на бумаге, и моя художественная работа основана
на его интересе к этому процессу. В своих дневниках Флоранс писал также и о другом своём изобретении — о собственном способе записи звуков, издаваемых
животными, в виде музыкальных партитур. На это
художника вдохновило то, что он называл оркестром птиц, который он слышал в
Амазонии. Таким образом Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем
биоакустикой (зоофонией). В рамках нашего проекта я не просто пересказываю
истории членов экспедиции своими словами — я стараюсь обратить
ваше внимание на те открытия, которые обычно не включены в европейскую
историографию, несмотря на свою актуальность. Я также пытаюсь сделать вновь
видимой ту Бразилию, которая предстала перед глазами исследователей во всём её природном и культурном
многообразии».
Для
создания видео- и звуковых инсталляций в рамках проекта «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах» Алини училась работать с проявителями, которыми пользовались
первые фотографы, писала чернилами, которые по составу идентичны чернилам XIX
века, изучала приёмы таксидермии, которые применялись в экспедициях того
времени. Работая с архивом Лангсдорфа, художница использовала современные
методы обработки изображений: фотограмметрию, 3D-сканирование и видеозахват с
высоким разрешением. По словам художницы, выставка будет занимательной, а
местами даже игровой. У каждого посетителя будет возможность
сделать на ней собственное маленькое открытие: экспозиция будет располагаться в
затемнённом пространстве, наполненном экспонатами, которые можно
изучать бесконечно.
«Я родом из Минас-Жерайса — гористого штата, который находится на юго-востоке
Бразилии, — говорит Алини.
— Именно
из Минас-Жерайса стартуют многие научные экспедиции, отправляющиеся изучать
отдалённые районы. Я с детства впитала в себя дух странствий и во
многом себя с ним ассоциирую, и, если бы сейчас был 1822 год и меня пригласили
принять участие в такой экспедиции, я бы согласилась без долгих раздумий».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.