«Медный всадник»

Событие завершилось

244 года назад состоялась отливка "Медного Всадника". Почему же мы так рады, а Екатерина II осталась не довольна?
5 сентября 1775 года в самый разгар работы, когда форма уже была наполнена расплавленным металлом, ноги коня дали трещину и жидкая бронза начала вытекать наружу, рискуя обрушить всю многолетнюю работу Этьена Фальконе. Скульптор побледнел, схватился за голову и выбежал из мастерской. Всё! Это конец карьере! Это несмываемый позор!
Зато литейщик, Емельян Хайлов, не растерялся. Он схватил большую тряпку, намочил её в жидкой глине и прижал всем своим весом к форме.
Через несколько секунд течь прекратилась. Емельян поплатился за свою самоотверженность обожжёнными руками и частичной потерей зрения.
Фигуру Императора и коня спасли, но верхняя часть почему-то не пролилась. В литейном деле такое бывает.
Однако, когда Екатерина II, финансировавшая и полностью контролировавшая весь проект, узнала об этом, а потом увидела лично смятую верхнюю часть памятника (нижняя пролилась хорошо), она пришла в смятение и отказалась оплачивать работу Этьена Фальконе. Дело в том, что за этим гигантским проектом следила вся Европа, да еще и наше высшее общество, перед которым Императрице пришлось "упасть лицом в грязь".
А сроки работ откладывались.
Могли появиться насмешки, стишки, частушки неприличные — первый признак потери авторитета. Этого она боялась больше всего.
А ведь еще и постамент был не выбран. Все варианты, что ей предлагались, она с негодованием отметала. Не было должного величия у Всадника на всех этих постаментах. Что делать? Что делать?
Наконец, Императрица взяла себя в руки и приняла решение отливать неудавшуюся верхнюю часть заново, а потом уже стыковать их вместе.
Фальконе уверял, что все большие памятники в Европе стыкуются из двух или даже трёх частей. И что это нормально.
Так и порешили.
Но на этот раз отливка прошла удачно. Правда для этого потребовались еще три года.
В честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе-парижанин. 1788 год».
Комиссия, назначенная Екатериной II, долго и придирчиво рассматривала статую. Но, в этот раз, сделали так, что "комар носа не подточит".
Однако, Императрица так и не простила Фальконе за тот просчет и свои нервы, и как только памятник был окончально готов, мастеру было велено собираться и ехать в свой Париж, прихватив с собой любимую ученицу Мари- Анну- Колло. 7 августа 1782 года при большом стечении народа и приглашённых гостей из разных держав, состоялось торжественное открытие памятника Петру I.
Скульптор и его ученица, лепившая голову Петра, так и не были приглашены.

Информационный материал.

Сведения предоставлены организацией МКУК «Стрелицкий Городской Дворец Культуры» Семилукский район и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна