Развитие транспорта в Яранском уезде. Железнодорожный транспорт.
Настоящий переворот в развитии транспорта произошел только тогда, когда начали строить железные дороги. Первая железная дорога была построена в 1837 году между Санкт — Петербургом и Царским Селом. Она была небольшой, всего 27 километров и предназначалась скорее для развлечения высшего общества. В 1939 г. Началось строительство Варшавской железной дороги, а 1843–1851 гг. Проложена дорога между Санкт — Петербургом и Москвой. В конце XIX столетия в России было построено уже более 50 тыс. км. Железных дорог. Первая железная дорога в Вятском крае открыта в 1899 году. Первой железной дорогой построенной в крае является линия Пермь — Вятка — Котлас. Протяжение этой линии в пределах края 287 км. Следующей по времени постройки является Северная дорога от Санкт — Петербурга до Вятки, которая строилась в 1904–1906 годах. Протяжение Северной дороги в пределах края, от ст. Гостовской да Вятки, 188 км. После постройки линии Петербург — Вятка железнодорожное строительство в крае надолгое время прекратилось. Во время империалистической войны — была закончена постройка линии Казань — Свердловск, которая захватывает южную часть края на протяжении 87 км. Регулярное сообщение на этой дороге началось лишь после гражданской войны. С 1920 года, самая молодая из существующих линий Котельнич — Нижний Новгород была построена в 1927 году. Протяжение линии в пределах края (Котельнич — Ежиха) 64 км. Кроме перечисленных дорог нужно упомянуть еще одну железнодорожную ветвь имеющую исключительно местное значение Вятка — Слободской, протяженностью 50 километров. Общее протяжение железнодорожных путей в крае к 1929 году составляло 676 км. Сооружение первой железнодорожной линии положило начало связи не только с восточными районами страны, но дала возможность связаться кружными - путем через Пермь — Свердловск, Челябинск, Самару — Рязань с центральными и западными районами.
Его превосходительству господину
Вятскому губернатору
Докладная записка.
По вопросу о постройке железной дороги от Нижнего до Котельнича через Яранск.
Председатель Вятской губернской Земской Управы г. Сухов в феврале настоящего года получил от членв Государственного Совета Александра Петровича Сырнева следующее сообщение.
«Считаю для себя приятным долгом уведомить вас, что на днях в финансовой комиссии Государственного Совета разрешено в положительном смысле представление господина министра финансов о производстве в 1910 году, на казенный счет, изыскания для постройки железной дороги от нижнего до Котельнича. Такое важное для нашего края известие Яранской уездной Управой было доложено соединенному Собранию гласных Яранской городской Думы и Земства, которое в заседании 4 марта 1910 года постановило: высказаться за необходимость соединения Нижнего с Котельничем железнодорожной линией через Яранск, уполномочив нас на письменные и непосредственно личные сношения со всеми общественными учреждениями, заинтересованными этим путем, а также на ходатайства перед Правительством как лично от себя, так и совместные с общественными учреждениями. Вопрос о соединении Нижнего Новгорода с Вятским краем железнодорожной линией — вопрос давнего времени. Еще в 1895 году Нижегородская городская Дума постановила возбудить перед правительством ходатайство о проведении железнодорожной линии Нижний — Вятка, но это ходатайство не получило в то время удовлетворения. Затем тот же вопрос был разработан со всей полнотой в 1896 году и важность указанной линии в целях соединения Сибири с центром Поволжья и Москвою, доказывалось особой соединенной комиссией от Нижегородской Думы составившей обширную записку, представленную в министерство финансов по вопросу о северных железных дорогах. Особенно этот вопрос заинтересовал общественные учреждения в 1903–1904 годах когда Нижегородская Городская Дума вновь постановила ходатайствовать перед Правительством о соединении своего города с Вяткою через город Яранск и состоящий в то время в Нижнем съезде мукомолов высказался за необходимость этой линии для местной заводской промышленности, но возникшая на Дальнем Востоке война отдалила разрешение этого вопроса на неопределенный период. Теперь вопрос о соединении Нижнего с северными дорогами вновь выдвигался как видно из сообщения члена Государственного Совета г. Сырнева, Юго — Западная часть Вятской губернии изстари была связана с Нижним Новгородом, а через него с Москвой и промышленным районом прочными торгово — промышленными связями. Все грузы тогда тянулись грунтовыми дорогами к Нижнему. Только с 80 — х годов, после сооружения Московско — Казанской железной дороги, часть грузов стала направляться на Казань. Для Нижнего и Московского промышленного района, населенный и богатый Яранский уезд, а с ним вместе и западный край Уржумского, составляет до сих пор выгодный рынок сбыта разнообразных предметов торговли и для закупки предметов местной производительности.
Хотя Вятская губерния в 1899 году, с устройством Пермь — Котласской железной дороги, а затем северной дороги Пермь — Вологда — Петербург, вовлекается в общегосударственную железнодорожную сеть, но для южных уездов губернии влияние этих линий отразилось в очень слабой степени. Железнодорожный станции удалены от жителей южных уездов на большие расстояния 100 — 200 верст. В таком положении находятся почти Яранский и Уржумский уезды и южная часть Котельнического уезда. Особенно в более печальном положении находится Яранский уезд. Железнодорожная линия, прорезывая Яранский уезд через г. Яранск, вовлечет в район своего непосредственного влияния полностью Яранский уезд. По народонаселению занимает первое место в губернии. По последним статистическим данным в нем числится свыше 450 тыс. жителей. Грузооборот Яранска достигает по официальным данным 1898 г.:
I. Вывозится из Яранского уезда
1. Хлебных грузов — 5700000пуд.
2. Льняных продуктов — 900000пуд.
3. Шерсти, кожи, сала, масла — 500000пуд.
4. Рогожи и кульи — до 100000пуд.
5. Масляных грузов — 200000пуд.
6. Прочих грузов — до 500000пуд.
Итого вывоза: 7 060 000пуд.
II. Ввозится в Яранский уезд:
1. Соли, сахара, железа, рыбы, керосина — до 200000пуд.
2. медной посуды, галантереи, бакалейных и мануфактурных товаров до 400000пуд.
Главным вывозным товаром из Яранского уезда является хлеб и льняные продукты. Железнодорожная линия Нижний — Котельнич с уклонением на Яранск будет иметь громадное значение для москвы и Нижнего в целях постепенного соединения этих городов прямым путем с Уралом и Сибирью, а также важна она и для Казани.
Итак: все изложенные соображения и данные говорят за необходимость соединения г. Яранска с проектируемой линией Нижний — Котельнич и выгодность такого пути вполне очевидна, принимая во внимание такой многолюдный богатый и хлебородный уезд, как Яранский, могущий доставить десятки миллионов пудов груза, между тем уклонение на Яранск линии вызовет удлинение пути, как сказано выше всего лишь на 25 верст.
Докладывая о вышеизложенном мы на основании уполномочия Соединенного Собрания имели честь почтительнейше просить ваше Превосходительство не отказывать в поддержке ходатайства Яранского Земства и города о соединении г. Яранска с проектируемой железнодорожной линией Нижний — Котельнич и предоставить его Правительству с благоприятным заключением.
14 мая 1913 года обществу Московско — Казанской железной дороги было дано разрешение на постройку двух новых линий Казань — Екатеринбург и Нижний — Котельнич, с ширококолейной веткой на Яранск. Постройка линии на Яранск началась 1914 году, однако в том же году началась I мировая война, и концессионеры приостановили постройку линии на Яранск до настоящего времени. За последние годы Яранский уездный и Вятский губернский исполнительные комитеты, а также ряд местных хозяйственных организаций неоднократно поднимали вопрос о скорейшем приступе к окончанию сооружения указанной ветки от станции Шахунья Нижегородско — Котельнической железной дороги до г. Яранска (85 верст). В настоящее время в связи с организацией Вятско — Ветлужского края вопрос этот приобретает особую остроту, т. к. в сооружении линии заинтересованы не только прилегающие к ней местности Вятской губернии в ее современных границах, а и Марийская автономная область, нуждающаяся в присоединении ее к железнодорожной сети. Для получения грузов Нижегородско — Котельнической железной дороге конечно необходима постройка ветки на Яранск. Ожидаемый грузооборот от ж/д определено в материалах совещания торговцев и промышленников г. Яранска от 23 августа 1912 года и внеся различные поправки определил количество ввозимого груза до 6 000 000 пудов и вывозимого 28 300 000 пудов. Произведенная в Вятском губплане, на основании перечисленных сейчас материалов, проверка всех групп намечаемого грузооборота Яранской линии привела к тому, что общий ожидаемый грузооборот определился цифрой 11 000 000 пудов»
Вятско — Ветлужский край, апрель 1925 г.
Дорога Нижний Новгород — Шахунья — Яранск — Котельнич не была построена.
23 февраля 1976 г. состоялось открытие ж/д Яранск — Табашино. Наш город встал на стальные рельсы. В 1996 году исполнилось 20 лет со дня открытия ж/д. За последнее время на станции затихла работа, уменьшились перевозки. Если раньше грузили по 170 — 250 вагонов за месяц, то сейчас 16 — 20. закрыты и содержатся в надлежащем состоянии поъездные пути. Причина проста — не работают предприятия. Станция отправляет зерно, комбикорма, лесные грузы, продукцию элеватора. И принимает горюче — смазочные материалы, топливо, зерно. В любую погоду можно увидеть на путях работающих людей. Давно трудятся на станции: А.В. Барабанов, В.Т. Иванова, Л.Коткова и другие.
«Знамя коммунизма»
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.