Развитие транспорта в Яранском уезде. На ушкуях и беленах.

Событие завершилось
6+

Из всех современных видов транспорта водный — наиболее древний. Еще новгородские «охочие люди», основавшие в 1374 году город Хлынов (Вятку), пришли сюда на ушкуях — больших ладьях, вмещавших до 30 человек. Размеры ушкуев позволяли перетаскивать их через водоразделы по волокам, которые существовали между бассейнами Вятки, Камы и Северной Двины. В середине 19 века местные мастера научились строить плавучие базы, называемые беленами.  Грузоподъемность их достигала 2,5 — 3 тысяч тонн, длина 75 — 80 метров. Белены не смолили и не красили, а потому, когда они плыли по Вятке, то на фоне зеленых берегов резко выделялись белым цветом, свежевыструганного дерева. Для сплава железа с местных металлургических заводов с конца 18 в. и до середины 30 — х годов 20 столетия ежегодно сооружали несколько десятков коломенол — судов длиной до 42 метров. Они имели двускатную крышу для защиты груза от непогоды. С середины курса стали использовать лот, корпуса коломенол приобрели свойственную современным судам одинаковую ширину носовой и кормовой оконечностей. Лот — это груз из камня или чугуна, опускаемый на прочном канате на дно реки с кормы судна. Движение судов против течения при отсутствии попутного ветра, осуществлялось на веслах, с помощью шестов или на бурлацкой тяге. С прихода в губернский центр камского парохода «Любимый» 11 мая 1855 года началась эпоха парового судоходства на реке Вятке. Она судоходна на протяжении 760 км. — от устья села Мулино Нагорского района. Число пароходо-владельцев постепенно росло: в 1868 году на р.Вятке кроме двух пароходов Куклина, плавали по одному пароходу Ф.Т. Булычева, яранского купца Д.Д. Якимова и Нолинского К. Валанихина. В это же время начали принимать на борт буксирных пароходов первых пассажиров.

В числе судоходных рек в крае считаются р. Вятка — 970 км. Судоходного участка, Белая Холуница — 80 км., Чепца — 215 км., Великая — 53 км., Молома — 169 км., Пижма — 46 км., Уржумка — 10 км., Кильмезь — 129 км., Кама — 140 км. Возникновение первого речного флота в крае относится к 70 — 80 годам XIX века. В Яранском уезде водный транспорт не был развит, т. к. р. Ярань не судоходна. Раньше по р. Ярани сплавляли лес.

Сведения предоставлены организацией МБУК «ЯКМ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна