Выставка «Язык цветов и птиц»
В своем художественном отражении цветы были востребованы в таких жанрах как портрет, натюрморт и произведениях на библейскую тему.
Безусловным символическим фаворитом среди цветов считалась роза. В христианстве роза — цветок рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию. Белая роза символизировала невинность, чистоту и целомудрие. Белая лилия — символ чистоты. Эти символы присутствуют на картине неизвестного художника XVIII века «Мадонна с четками» (копия с оригинала Сассоферрато) и на гравюре непревзойденного мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами».
В светском искусстве цветочная символика служит как выразительным декоративным элементом, так и обозначением той или иной эмоции: розовые розы как символ юности на «Портрете М.М. Хованской», кисти шведского художника-портретиста, Беньямина Патерсена или белая роза как символ вечной любви у «Дамы с маской» неизвестного художника XIX века.
Начало XX века характеризуются большим интересом к цветочному натюрморту среди лидеров авангарда и беспредметной живописи.
Советская эпоха выставки представлена произведениями Пименова Юрия, Сарьяна Мартироса и Петра Кончаловского.
Птицы — древний символ непреходящего, души, божественного проявления. Священные птицы часто появлялись в искусстве в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников.