Народные промыслы. Шемогодская прорезная береста
Первое упоминание о берестяных шемогодских вещах, как о товаре, находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 г.
Резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окружённой березовыми лесами, и начал работать первый резчик- знаменитый Вепрев.
Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. Здесь и возник сам промысел.
Крестьяне деревни Курово-Наволок ещё в XVIII в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй пол. XIX в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.
Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия. С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров.
На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, Шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой. Общие корни декоративного стиля XVI — XVIII вв. прослеживаются в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах черневого и сканого серебра, резной кости, настенных росписей, набойки и вышивки.
Резная береста сродни просечному железу, но ещё больше — просечному олову. Металлический ажур на царских вратах, датируемых H.H. Соболевым 1748 г., из надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге служит ярким тому примером. Этот же приём встречается в устюжских сундуках-«теремах», окованных узорно-просечным железом, нередко с фоном из цветной бумаги, покрытой слюдой.
Особенно наглядна близость берестяных узоров орнаментальным мотивам чеканных, гравированных металлических окладов и басмы, украшающих устюжские иконы XVI — XVII вв.
Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла всё поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках — круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями.
Типичные узоры прорезной шемогодской бересты — изображения зверей, людей, птиц, растительность — гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом. Порою под ажур подкладывается фольга или цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста полосами клеится на поверхность утилитарно-декоративных деревянных изделий — в специальные углубления — блюда, рамки, коробки. Иногда такие изделия выполняются из двух слоёв бересты — туеса.
Мастера пользуются и другими приёмами, помещая, например, среди пышного растительного узора орнаментально трактованное изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства — вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву — свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.
К счастью, после падения Империи искусство не было утеряно. В 1918 г. кустари объединились в кооперативные артели. Местными властями края были организованы централизованные заказы, коллективная заготовка сырья и сбыт готовой продукции. Большую роль в производстве берестяных изделий стали играть женщины.
В 1935 г. после объединения всех мастеров резьбы по бересте в одну артель при Шемогодском мебельном комбинате начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментальных и сюжетных форм.
Основу композиции шемогодских узоров 1940-х гг. составляет стебель — «бегунок», от которого в разные стороны мягко расходятся более мелкие побеги, так называемые «заветеньки», увенчанные овальными с тонкой частой просечкой листочками, а также двулистниками и трилистниками, небольшими розетками «семечками», напоминающими многолепестковый цветок; аналогичный элемент, только более крупный, мы наблюдаем в шемогодском орнаменте второй пол. XIX в.
В послевоенный период шемогодский орнамент, сохраняя свой общий традиционный характер, заметно усложняется.
В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей.
Так начался новый этап в истории промысла — подлинное его возрождение.
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры». Которая и действует, к счастью, по сей день
Ассортимент выпускаемой в настоящее время продукции насчитывает более 200 наименований: короба, корзины, туеса, подстаканники, шкатулки, наборы сувенирных разделочных досок, тарелки декоративные, подносы, сигаретницы, письменные наборы и т. д.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.