Лекция «Утопия Ивана Ефремова: в поисках нового человека»
Лекция организована к выставке «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов».
Два романа-трактата Ивана Ефремова — «Туманность Андромеды» и «Час Быка» — самые известные художественные воплощения коммунистической утопии ХХ века. Это были не единственные и не первые произведения в этом жанре, но они сохранили свою популярность и в дни, когда уже отсутствует их идеологическая «поддержка». Часто говорят, что причина — в том, как в этих романах показаны их персонажи.
Считается, что они у Ефремова — живые, в отличие от большинства других образцов советских фантастических утопий. Конечно, отчасти это так (особенно, если сравнивать с фантастикой 1920–1930-х годов), но только ли этим объясняются полвека популярности этой утопии?
Что в ефремовских картинах идеального общества выходит за рамки советской идеологии? Какое место в них занимают идеи Руссо, Достоевского и «отца русской космонавтики» Циолковского? В какой степени автор «Туманности Андромеды» и «Часа Быка» может быть назван «трансгуманистом»?
Читает Сергей Шаулов, заведующий отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом-музей М.Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы.
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей)» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.