Спектакль «Траурная ночь»
Большой театр представляет на своей сцене спектакли Международного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, который по праву считается одним из ведущих европейских оперных форумов. В рамках гастролей на Новой сцене будет показана сценическая версия кантат И.С. Баха — «Траурная ночь» в постановке лидера современной британской режиссуры Кэти Митчелл.
Спектакль Trauernacht — оригинальный театральный проект, выводящий на сцену музыку Иоганна Себастьяна Баха, для сцены изначально не предназначенную. Создатели этого спектакля уже имели подобный опыт: режиссер-постановщик Кэти Митчелл в 2007 г. показала сценическую версию «Страстей по Матфею» на Глайндборском фестивале, а дирижер-постановщик, Рафаэль Пишон, был музыкальным руководителем постановки «Страстей по Иоанну» в Опере Амстердама (2012 г.).
Сделав шаг вперед, они окунулись в мир духовных кантат, полный не меньшего драматического потенциала. Выбор постановщиков пал на лейпцигский период творчества Баха (1723–1750), когда, будучи кантором церкви Святого Фомы, он сочинял Hauptmusik («главную музыку») для каждой воскресной лютеранской службы. Она и составила три кантатных ежегодника — а это более двухсот сочинений.
Для спектакля были выбраны четырнадцать фрагментов. Среди них есть как знакомая каждому (например, Симфония и хор из кантаты 146, которые являются обработкой первых двух частей популярного Концерта для клавира с оркестром d-moll, или знаменитая ария из кантаты 82 Ich habe genug), так и редко исполняемая музыка. Для спектакля сделан не просто монтаж, он выстроен также по модели кантаты. Отдельные номера складываются в самостоятельный сюжет, между ними устанавливаются новые, иногда удивительно сокровенные связи.
Trauernacht — современная духовная драма о жизненном пути и неизбежности конца. На сцене — пять исполнителей, которые ассоциируются с членами одной семьи. Они воплощают разные эмоциональные реакции: терзания и трепет, мучительные сомнения, покорность, и, наконец, умиротворение и приятие. Наиболее театральный момент сосредоточен примерно в середине спектакля — это № 5, диалог Страха (альт) и Надежды (тенор).
По словам Кэти Митчелл, «музыка Баха — совершенно особенное явление в том смысле, что множество неверующих людей находят в ней свое утешение. В некотором роде моя постановка Trauernacht выражает восхищение тем, что эта музыка до сих пор актуальна».