Выставки

«Кабинет мод и граций»

Событие завершилось
6+

     На выставке представлены работы мастера эпохи рококо Пьетро Антонио Ротари (1707/1710 — 1762). Это был первый заметный итальянский художник, работавший в России по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Последние шесть лет жизни он провел в Петербурге в качестве придворного портретиста. Творчество Ротари оказало большое влияние на многих русских живописцев. Он работал в живописном жанре типологического головного этюда, teste di carattere (итал. «головы персонажей»). Сам художник именовал такие работы сокращенно passioni (страсти, настроения). Поскольку это были, в основном, погрудные и оплечные изображения женщин, название сократилось до простого и милого — «головки».

Ротари основал в России частную художественную школу, был наставником Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова и других выдающихся портретистов. Вместе с учениками он выполнил множество женских портретов, служивших образцами в Академии художеств.

Новый жанр оценили при императорском дворе, а работы мастера органично вписались в роскошнейшие интерьеры: «Кабинеты Ротари» в Китайском павильоне в Ораниенбауме и Гатчинском дворце, «Картинный зал», или «Кабинет мод и граций» в Большом Петергофском дворце.

Картины модного итальянского живописца появились в собрании князя Бориса Григорьевича Юсупова в середине XVIII столетия. Его потомки бережно хранили эту коллекцию, выделив для нее один из самых известных залов усадьбы Архангельское — первую Зимнюю комнату южной анфилады Большого дома дворца. Интерьеры зала составляли и предметы эпохи рококо, и предметы, стилизованные под «время Ротари». В Подмосковье зал с коллекцией полотен Пьетро Ротари существовал только у князей Юсуповых

         Сегодня работы Пьетро Ротари экспонируются в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» в рамках соглашения о сотрудничестве. Это двадцать пять знаковых для мастера работ — так называемые «женские головки» — небольшие изображения девушек и женщин, занятых рукоделием, чтением, написанием письма, держащих в руках молитвенник или букет цветов. Характерная для стиля рококо нюансировка душевного состояния героинь, будь то грусть, смех, нежность, игривость, кокетство или усталость сочетается в полотнах Ротари с достоверным воспроизведением не только русских, но и стилизованных польских, венгерских, турецких костюмов. Художник был не просто знатоком исторического национального платья, но даже снискал славу усердного собирателя «костюмных документов».

Образы, рожденные фантазией и мастерством Ротари — прелестные модели, зачарованные собственным совершенством.

Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна