«Виссарион Шебалин»
Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества (РМО) в десятилетнем возрасте. После окончания гимназии в 1919 году поступил на агрономический факультет Омской сельскохозяйственной академии, где учился полтора года. В 1921 году написал свое первое сочинение — «Скерцо для большого оркестра», а также несколько фортепианных пьес. Входил в футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка» (1921—1922), куда входили также В. Уфимцев и Л.Н. Мартынов. В 1921–1923 года учился в Омском музыкальном училище по композиции у М.И. Невитова (ученика Р. М. Глиэра) и классе фортепиано Б. Медведева. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. В 1920-х годах Шебалин был членом Ассоциации современной музыки; входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я. Мясковского (т. н. «Ламмовский кружок», собиравшийся в квартире педагога консерватории П. А. Ламма); был близким другом Д.Д. Шостаковича. С 1928 года преподавал композицию в Московской консерватории и был её директором (1942—1948); снят с должности после постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В. И. Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции. В кино — с 1932 года.
Среди учеников Шебалина — композиторы Т.Н. Хренников, О.Б. Фельцман, А.Н. Пахмутова, Ю.М. Чичков, К.С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, Б.А. Мокроусов, Л.В. Фейгин и др.
Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов и некоторые романсы. В свое время заметным событием музыкальной жизни была его симфония «Ленин» на стихи В.В. Маяковского (1931; вторая редакция 1959).
Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьёзность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н.Я. Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка», получившую благодаря этому широкое распространение; работал также над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского — «Саламбо». Он восстановил партитуру Симфонии на две русские темы М.И. Глинки, создал свою редакцию (для постановки в Свердловске) оперы С.С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и др.
Профессор (1935). Доктор искусствоведения (1941).
Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го созыва.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.