Выставка «Парки и усадьбы»
Гостям Спас-Клепиковского отдела музея-заповедника С.А. Есенина в Год экологии откроется возможность ознакомиться с парковой и усадебной культурой, запечатленной в произведениях живописи и графики. В экспозиции представлены работы как авторов, ушедших из жизни, так и наших современников — рязанских художников.
В России было множество прекрасных парков и усадеб (правда, во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, немало их пришло в упадок). Но после событий революции 1917-го года почти весь XX век тема дворянских усадеб была непопулярной, советская эпоха — это время безжалостного их уничтожения или приспособления под «нужды трудящихся». Повезло усадьбам, отданным под санатории (как садово-парковый комплекс в Гурзуфе, который запечатлен на одном из этюдов А. Сырова), связанным с именами вождей революции (как подмосковные Горки на графических листах Ш. Бронштейна и И. Масленниковой).
Страшный урон, нанесенный войной, заставил обратить внимание на ценность архитектурных памятников прошлого. В линогравюре И. Соколова из серии «Что разорил враг» (1944) изображен знаменитый архитектурный ансамбль «Петергоф» в своем довоенном виде. В работах послевоенных лет доминирует печаль по утраченному — как в небольших натурных этюдах И. Будкина и В. Дубинина, создававшихся художниками «для себя». На них — пустые аллеи Рюминой рощи в Рязани, заросший за годы войны Летний сад в Ленинграде…
Достоверный облик дворянских гнезд сохранялся только в театрально-декорационном искусстве и книжной иллюстрации. В коллекции художественного музея есть работы театральных художников В. Дубинина и Е. Борисова, созданных к спектаклям по произведениям Тургенева, Чехова, к опере Чайковского «Пиковая дама». В 1990-х в общественном сознании поменялось отношение к историческому и культурному наследию. В искусство вернулась тема ностальгии по паркам, дворянским особнякам, что отражено в произведениях И. Власова, В. Агеева, О. Потапова.