«
«Псковитянка» — оперный первенец и самый «трудный ребенок»
Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе
произведение, работа над которым продолжалась — в той или иной форме —
35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера
(в первой редакции) состоялась на сцене Мариинского театра 1 января
1873 года. Затем последовали вторая редакция (1876–1877), не отданная
композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная
(1891–1894). В промежутке между ними из музыки второй редакции
композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и
после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке»
не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции
возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором
как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей
редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до
1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене
Мариинского театра.
Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и
вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша, опера
«ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением…
Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя
считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали
при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». «Псковитянка»
прошла десять раз при полных сборах и успехе у зрителей.
Написанная
молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего
на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После
премьеры самый популярный хор из оперы — песню псковской вольницы —
можно было часто услышать в стенах университета и Медико-хирургической
академии. Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки»
оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в
основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты
«Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась
почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции
нигде не ставилась.
Премьера «Псковитянки» в третьей редакции
состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно
действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые
она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле
«Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет
Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного,
достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого
артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря
тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ
Шаляпина–Грозного получил у современников большую популярность.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951
года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м. Под
руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены
сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и
костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По
словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на
принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации,
максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой
образ и нести его на протяжении каждой минуты». Владимир Горячих
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.