Выставка «Ленинград — Севастополь — Крым — Россия»
В экспозиции нашли отражение основные этапы жизни и творчества художника. На выставке широко представлены как живописные полотна 1940–1960-х гг., среди которых «Крымская весна» (1951), «Виноградники над Алупкой» (1957), «Ветер с моря» (1955), так и акварели 1970–1980-х гг. — «Старый Севастополь» (1968), «Море у Херсонеса» (1973), «Сады зацвели» (1975), «Ранняя весна над морем» (1987) и другие.
Яков Басов учился в студии академика живописи Н.С. Самокиша в Симферополе, затем продолжил образование в Академии художеств в Ленинграде в мастерских известных художников Н. Наумова, Д. Кардовского и В. Шухаева. Однако самобытная манера крымского студента, его «импрессионистическое» восприятие мира часто шло вразрез с устоявшимися канонами академической программы и мешало получить официальное признание.
Несмотря на положительные отзывы искусствоведов, Басова до 1958 года не принимали в Союз художников, ставя ему в вину «чрезмерное увлечение цветом без взаимосвязи с окружающей средой». Главным источником вдохновения художника всегда оставался Крым с Черным — и таким «многоцветным» — морем и горами, полями и виноградниками, садами и глубокими ущельями, с его богатой на события историей и повседневной жизнью современных людей. И, конечно, Россия — всеобъемлющий образ Родины, который он впитал, путешествуя от Якутии до Карпат, от Черного моря до Кольского полуострова, от любимого им Ленинграда до родной Алупки, от сурового моря Лаптевых до «тепло-зеленого» Азова.