«Железная дорога Вологда-Ярославль, 1917 год»
Железная дорога Вологда-Ярославль, 1917 год.
В фондах краеведческого музея имени П.К. Шарапова хранится альбом «Гамаюн» Бориса Масаинова — уроженца города Данилова Ярославской губернии, литературного критика, поэта, журналиста (печатался под псевдонимами Б.Алексеев, Ганнибал, Г.Анибал, Борис Брюс). В альбоме собраны заметки из газет и журналов начала 20 века.
Любопытна статья из газеты «Эхо» от 15 января 1917 года под названием «Железная дорога Вологда-Ярославль», которая повествует:
«За последнее время на этой дороге чрезвычайно часто стали происходить крушения. Можно судить по тому, что каждый день железнодорожных служащих забрасывают вопросами:
— А сегодня крушения не было?
— На какой станции?
Большинство несчастий происходит в 7 верстах от ст. Пречистое. Так в январе там уже было крушение. За последние три зимних месяца — октябрь, ноябрь и декабрь они достигли невероятной цифры; их чуть ли не тридцать шесть, т. е. одно на каждые два-три дня. Публика уже привыкла, если можно так выразиться, и двенадцать разбитых в щепы вагонов это еще «слава Богу», большое крушение считается тогда, когда приведены в негодность вагонов тридцать.
Как ни странно, но всего более не везет товарным поездам, пассажирские в этом отношении счастливее. Как-то мне пришлось ехать сейчас же после очищения дороги. В Пречистом, на запасном пути, стоят разбитые исковерканные вагоны: крыши сдернуты на некоторых совсем, на некоторых висят на одном гвоздике, боковые стенки превращены в щепы, а толстые массивные оси колес изогнуты и искривлены. Нередки и человеческие жертвы, случалось до двадцати убитых и раненых, были случаи, что сходили с ума от ужаса, видя неизбежное крушение.
Большинство объясняют несчастья тем, что в 7 верстах от Пречистого крутой поворот и плохой грунт. При громадном составе нынешних поездов действительно не мудрено сойти с рельс. Публика так и зовет это место «гиблым». Нередко крушения происходят и около станции Путятино. Шутят, что скоро составят расписание крушений, так они часты! Самая спокойная зона между двумя этими несчастными станциями — Данилов. Как только что случится, сейчас запоздание поездов. За последнее время оно громадно, особенно в Данилове.
— Почему? — может быть, спросят меня. Да очень просто. Путятино и Пречистое почти одинаково стоят от Данилова; и как только после расчистки пути пойдет первый поезд, он не успевает «подгонять» опоздание, а к станциям, лежащим дальше, уже может «подгонять» и опоздание сокращается часа на два, а это много значит нынче, когда — «время — деньги». Езды от Пречистого до Данилова часа полтора, а много ли в это время сократишь опоздание, всего минут на 15-20, не больше.
Один оптимист обыватель «нейтральной» зоны рассказывал мне следующий, за последнее время пользующийся большим успехом, анекдот:
— Вот, понимаете, пришла баба на наш вокзал с годовалым ребенком.
-Что, батюшка, машина-то поздает? — спрашивает.
-Поздает, поздает.
Села баба, стала ждать. Ждала, ждала, а ребенок, — смотришь, — уж вырос: говорить научился, читать, писать. Одежонку новую пришлось сшить — вырос из старой-то.
Конечно, это сильно преувеличено, но есть тут большая доля правды. Если после крушения хочешь уехать из Данилова, и не думай — билетов не найдешь, а если и выдадут, то предупредят: «смотрите, тесно будет». Тесно то бы ничего, но прямо нет возможности ехать даже в первом классе: стоят в коридорах, даже нет места присесть, и так всю дорогу. Публика перемешалась: не разбирают, какого класса у тебя билет — садись, куда хочешь. В 3 классе места нет свободного вершка. Кондуктор не имеет возможности пройти, так и билетов часто не контролируют. Чтобы с удобствами проехать, надо брать экстренный поезд. Данилов — «неудачник» в опозданиях, за то народу на этой станции садится меньше, а на других все прибывает и прибывает. И всему этому виной крушения; раньше, до войны, ничего подобного не было, а теперь, захочешь откуда-нибудь уехать, так на извозчиков больше денег потратишь, чем билет стоит.
Не знаю, что делается на других дорогах, но думаю, что дорога Вологда-Ярославль побила рекорд в крушениях; одно, кажется, лекарство от них и есть — двойная широкая колея».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.