Выставка «Пришельцы: «аномальные явления» современной печатной графики Японии»
Оба самобытных художника родились в Стране восходящего солнца (хотя Юдзи Хирацука больше тридцати лет живёт и работает в США), и, по большому счёту, сама принадлежность к японской культуре уже делает их «пришельцами», чьё мировоззрение не укладывается в привычные для европейского сознания рамки. Этих авторов объединяет не только происхождение, но и явное тяготение в своём творчестве к необычной, парадоксальной и даже «аномальной» образности.
Графика Юдзи Хирацука является остроумным и оригинальным продолжением традиций знаменитой японской гравюры укиё-э в приложении к повседневной жизни современного западного мира. Подобно «картинам изменчивого мира» (так переводится с японского понятие «укиё-э»), его произведения становятся зеркалом, в котором действительность предстаёт в искажённом, доведённом до абсурда виде. Художник часто обращается к узнаваемым, ставшим каноническими художественным сюжетам и образам, но трактует их в ироничном ключе. В его работах неизменно присутствует традиционная японская символика (цветы, плоды, животные), расшифровка которой превращается в увлекательную игру со зрителем.
Произведения Норимасы Мидзутани населяют обитатели нездешних миров — инопланетные, нереальные, нелепые, словно мутировавшие существа, которые, тем не менее, несут в себе позитивный заряд и авторский юмор.
Представленные на выставке мастера принадлежат к одному поколению приверженцев искусства печатной графики. За их плечами — десятилетия работы и совершенствования в различных техниках эстампа, позволившие выработать свой собственный яркий и узнаваемый почерк. Так, Юдзи Хирацука сочетает интаглио (комбинированные методы глубокой печати) с шин-колле (печатью на тончайшей рисовой бумаге), а Норимаса Мидзутани использует традиционную для Японии ксилографию (гравюру на дереве) вместе с техникой офорта, изобретённой некогда в Европе. Всего в экспозицию войдут 66 графических листов, в которых художники смело экспериментируют с цветом и колоритом, применяя то деликатное тонирование, то насыщенные, почти флуоресцентные оттенки.
Идея совместной демонстрации работ двух японских мастеров принадлежит арт-куратору Андрею Мартынову, который в течение продолжительного времени сотрудничает со многими художниками Восточной Азии. Благодаря его посредничеству несколько лет назад собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств уже пополнилось 40 графическими работами современных японских авторов, в том числе Юдзи Хирацука и Норимасы Мидзутани.