Спектакль «Счастливая»
«Классическая» Тэффи в сознании читателя — «королева смеха», автор лёгких и иронично-насмешливых рассказов, тонко и колко подмечающих пороки человеческого характера. Мало кто знаком с «другой» Тэффи — мистичной, рефлексирующей и такой ранимой. Спектакль «Счастливая» — это попытка «нарисовать» зрителю такую Тэффи. Но это не просто портрет человека эпохи. Это попытка прожить вместе с героиней её жизнь и преодолеть страх смерти и страх одиночества. А ещё это попытка осмыслить время в его текучести и одновременности: на сцене встречаются Надежда Лохвицкая и её воспоминания о себе и своей жизни, которые оживают и с которыми героиня ведёт бесконечный диалог.
Спектакль интересен тем, что это одновременно и история конкретного человека, и история России ХХ века, увиденная сквозь призму внутренних исканий Тэффи, которая пережила революции, гражданскую войну, эмиграцию, была знакома с выдающимися, вызывающими неоднозначное отношение личностями того времени, например, с Распутиным.
Надежду Лохвицкую играет Алла Набокова. Она очень умело проводит зрителя по сюжетной канве спектакля, деликатно и даже немного «ласково» представляя темы и мысли, которые обычно глубоко ранят человека, соприкоснувшегося с ними, и рождают нежелание задумываться.
Тема поиска бога, тема дома и родины, тема преодоления страха небытия и одиночества, тема познания добра и зла — они все в той или иной мере затрагиваются в спектакле. Зрителю не декларируются прописные истины, о которых все знают, но воплотить в жизнь не могут. Зрителю предлагается личный опыт понимания жизни и преодоления её трудностей, причём опыт оптимистичный. А что ещё мы ищем в искусстве, если не надежду на всё хорошее, пусть даже эту надежду мы приобрели через боль.