Лекция Вадима Басса «Слышать, видеть, выжить, или О пользе ограничений в театральной архитектуре»
Тематические лекции, дискуссии, кураторские экскурсии и экскурсии от приглашенных лекторов, а также спектакли расскажут зрителям о театре, его истории, архитектуре и сценографии.
На лекции «Слышать, видеть, выжить, или О пользе ограничений в театральной архитектуре» 21 января историк архитектуры Вадим Басс расскажет о том, как актуальные представления об организации театрального действа, изменяющиеся социальные условия, режиссерские идеи определяют популярность тех или иных архитектурных приемов и формул в архитектуре театральных сооружений — от театров эпохи Возрождения и Барокко до модернистских экспериментов XX века.
В истории театральных зданий сложился ряд характерных решений сценической и зальной частей, способов их взаимодействия, ряд характерных приемов пространственной и планировочной организации. Эти решения возникают в результате совместного действия ограничений, которые и определяют типологию зрелищных сооружений. Ограничения здесь носят и функциональный, и экономический характер. Организация видимости, доступа к происходящему на сцене, необходимость создания совершенной, жизнеподобной иллюзии, акустические ограничения предполагают выбор той или иной структурной формулы — каждая из которых имеет и свою историю, традицию. Так, стремление обеспечить равные условия для всех зрителей диктует выбор амфитеатрального зала, соображения компактности и слышимости — предпочтение рангового театра, который продолжает пользоваться популярностью даже в эпохи, когда разделение публики по ярусам противоречит декларируемой идеологии равенства. А есть еще противопожарные требования, которые приобретают «формообразующий» характер уже в XIX веке. В лекции рассматривается как актуальные представления об организации театрального действа, изменяющиеся социальные условия, режиссерские идеи определяют популярность тех или иных архитектурных приемов и формул.
Вадим Басс — историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, кандидат искусствоведения, преподаватель Arzamas Academy.