Выставка «Капричос»
В основе кураторского замысла лежит стремление показать серии сатирических эстампов «Капричос», созданные обоими мастерами, сопоставив замысел каждого из авторов и содержание выполненной им серии. Цикл «Капричос», созданный Гойей, относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
Франсиско Гойя (1746–1828) — испанский художник, рисовальщик и гравёр. Созданные им живописные полотна близки по духу его итальянскому современнику Доменико Тьеполо, а также предшественникам испанской школы — Эль Греко и Диего Веласкесу. Важную часть наследия Гойи составляют графические работы, в которых художник проявил себя как выдающийся мастер офорта.
К 1799 году Гойя создал серию гравюр «Капричос», включающую 80 листов. Это авторские отпечатки, снабженные комментариями, посвященными обличению человеческих пороков, религиозных предрассудков и общественных заблуждений. В их числе такие работы как: «Сон разума рождает чудовищ», «Любовь и смерть», «Тут ничего нельзя было поделать», «Вот это называется читать», «А не умнее ли ученик?», а также лист «Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник».
Творчество Гойи оказало сильное влияние на европейское искусство XIX и ХХ веков. В 1977 году Сальвадор Дали (1904−1989) представил свой вариант серии «Капричос», взяв за основу офорты Гойи и дополнив их в свойственной ему манере сюрреалистическими видениями, сделав их цветными. Дали не только дал композициям новые названия, но и наполнил многие из них иным смыслом.