Обучение

«Юрий Григорович»

Событие завершилось

Юрий Григорович родился в Ленинграде 2 января 1927 года в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и его супруги, Клавдии Альфредовны, домашней хозяйки.

Несомненно, на этот интерес повлияло и то, что дядя Юры, Георгий Розай, был известным балетным танцовщиком, танцевал в Мариинском театре и участвовал в Дягилевских сезонах в Париже. Юрий окончил Ленинградское хореографическое училище

  • 1946 — поступил в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. Почти 15 лет (до 1961) танцевал на его сцене, исполняя характерные, гротескные и партии второго плана в оперных и балетных постановках.
  • 1948 — первый опыт хореографа: в балетной студии Дворца культуры им. Горького поставил балеты «Аистенок» Клебанова и «Славянские танцы» Дворжака. Позднее вспоминал, что именно тогда решил стать балетмейстером. Воображение рисовало постановки с развивающимся сюжетом, живыми характерами, драматическими событиями.
  • 1953 — дебютировал как хореограф на театральной сцене: поставил танцы в опере «Садко» Римского-Корсакова.
  • 1957 — первая полномасштабная работа хореографа. Балет на музыку С. Прокофьева «Каменный цветок» по мотивам сказа П. Бажова стал ярким дебютом. Он был решен как непрерывное танцевальное действие, при этом в классическую хореографию были органично вписаны движения народного танца. Минимализм сценографии, декораций и костюмов усиливал выразительность пластики. В 1959 балет был перенесен на сцену Большого театра Москвы.
  • 1961, 23 марта — премьера балета «Легенда о любви» А. Меликова. Спектакль стал новой вехой в советском балетном искусстве. Посредством классического танца с помощью новаторских пластических решений, ярких графических танцевальных характеристик персонажей была представлена восточная легенда, в которой переплелись темы власти и земной любви, чувства и долга. Хореограф применил в постановке восточную стилизацию и использовал эффектный прием: в финале эпизодов танцовщики застывали в статичных позах, напоминая старинные персидские миниатюры. «Легенду о любви» считают высшим достижением Григоровича. В 1965 году он был перенесен на сцену Большого театра.
  • Первые оригинальные постановки Григоровича — «Каменный цветок» и «Легенда о любви» стали переломными в истории советского балета. Они возродили и обогатили новаторскими приемами традиции классического танца.
  • 1963 — в Большом театре Москвы поставил балет «Спящая красавица». В следующем году назначен главным балетмейстером Большого театра в Москве.
  • 1966 — постановка «Щелкунчика» П. Чайковского. Создал полностью новую хореографию, переосмыслив сказку как философско-хореографическую поэму.
  • 1968, 9 апреля — премьера балета А. Хачатуряна «Спартак» в Большом театре. Спектакль впечатлял массовыми сценами, выразительными характерами персонажей, ярким противопоставлением добра и зла, эффектными постановочными находками. Советская критика отмечала открытие постановщиком новых возможностей хореографии в воплощении героической революционной темы. Балет получил высшую в СССР награду — Ленинскую премию и принес Григоровичу мировое признание. За более чем пятидесятилетнюю историю, «Спартак» не редактировался и не сходил со сцены Большого театра. Именно эта постановка стала символом, визитной карточкой советского балета.
  • 1973 — получает звание Народный артист СССР.
  • С 1974 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
  • 1975, февраль — премьера балета «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в музыкальной редакции М. Чулаки. Григорович создал уникальную постановку, в которой средствами хореографии представлена череда событий жизни целой страны в далекую историческую эпоху, грандиозно раскрыта тема земной власти, создан неоднозначный образ царя-тирана. Спектакль имел ошеломительный успех не только в СССР, но и за рубежом: во Франции, Германии, Англии, США. Возобновлен в Большом театре в 2012. Экранизирован под названием «Грозный век».
  • 1976 — премьера балета «Ангара» А. Эшпая. Впервые хореограф взялся за современную тему. Спектакль создан на основе драмы А. Арбузова «Иркутская история», его герои — молодые сибиряки, строители. Балет имел официальное признание, его создатели получили Государственную премию СССР, но отдельные критики сочли его художественным провалом. Постановка выдержала 48 представлений и была снята.
  • 1982 — состоялась премьера балета «Золотой век» на музыку Д. Шостаковича. Для него Григорович переработал либретто 1929 года. Действие происходит в Советской России в приморском городе во времена НЭПа. Балет представляет собой череду танцевально-симфонических номеров, в которых классическая хореография сочетается с приемами современной пластики. Образ нэповской России создается мотивами танго, фокстрота, чарльстона. Рисунок танца положительных героев — молодых рабочих содержит элементы гимнастики и акробатики.
  • 1984 — создал новую редакцию балета «Раймонда» А. Глазунова.
  • 1986 — получает награду Герой Социалистического Труда.
  • С 1988 — заведующий кафедрой хореографии Московской академии хореографии.
  • 1988 — конфликт в Большом театре. На пенсию по инициативе Григоровича были переведены выдающиеся исполнители: В. Васильев, Е. Максимова, М. Плисецкая, М. Лиепа, М. Лавровский. Балетмейстер объяснял это намерением дать дорогу молодым танцовщикам и подчеркивал принципиальность своего решения: в число переведенных на пенсию вошла также супруга Юрия Николаевича — Наталия Бессмертнова.
  • 1991-1994 — организовал труппу «Большой театр-студия Юрия Григоровича» и руководил ею.
  • 1995 — после ряда конфликтов ушел из Большого театра.
  • 1996 — поставил сюиту из балета «Золотой век» в Краснодарском театре балета. В 1997 стал художественным руководителем коллектива. Впоследствии поставил для театра 18 балетов.
  • 2001, февраль–март — возобновил сотрудничество с Большим театром, назначен штатным хореографом. В этом же году создал новую редакцию балета «Лебединое озеро» по собственной версии либретто с трагическим финалом: Злой гений побеждает, Одетта гибнет.
  • 2008 — на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко осуществил новую редакцию балета «Каменный цветок».
  • 2016-2017 — поставил «Спартак» на сценах Баварского балета в Мюнхене и Королевского балета Фландрии в Антверпене. В 2017 награждается Орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
  • В октябре 2021 года в Сочи состоялся седьмой конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», проходящий каждые два года. Первый конкурс состоялся в 2006 году. Григорович является его художественным руководителем, идейным вдохновителем и неизменным председателем жюри.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО Детская музыкальная школа Угличского муниципального района и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна