Самобеглая коляска Л.Л. Шамшуренкова
9 июня 1737 года, после участия в работах над подъёмными механизмами для Царь-Колокола Шамшуренков прибыл домой. Вернувшись в деревню, изобретатель приступил к конструированию самобеглой коляски, от механического экипажа, передвигавшегося без конной упряжки, усилиями стоявших на нём людей. Таясь от людей, не имея нужных материалов и достаточного набора инструментов он изготовил деревянную коляску и опробовал её в работе. Но следующие события надолго приостановили дальнейшее совершенствование изобретения.
Яранский купец Иван Корякин, владелец винокуренного завода, захватил земельный надел его брата Фёдора.
Вернулся к работам находясь под арестом и закончил проект самобеглой коляски. Лишь в конце 1752 года вспомнили о том, что было предложено колодником Шамшуренковым. Он был освобождён от тюремного заключения. Изготовление коляски заняло около 5 месяцев. К началу сентября были изготовлены: пролежная рама с четырьмя ходовыми колёсами и открытый кузов с двумя сидениями для пассажиров, подвешенных к раме на ремнях, заменявших тогда рессорную подвеску. Передняя колёсная ось была выполнена поворотной, шарнирно закреплённой на центральном шкворне. На задней оси были посажены зубчатые колёса двойного приводного механизма, помещавшегося на специальной площадке позади пассажирских сидений. К этой площадке выводились скреплённые с передней осью передаточные тяги механизма рулевого управления. В сентябре и октябре производились доводочные и отделочные работы, исправления отдельных деталей и регулирование исполнительных механизмов, изготовление лёгкого ограждения, под закрытием которого должны были находиться водители коляски, обивка кузова материей и окраска экипажа. Двумя днями позднее, констатировав успешное завершение постройки изобретённого экипажа, канцелярия отметила, что он действует и самобеглую коляску приняли, а его, Шамшуренкова, обязали подпиской, чтобы он без указа из Санкт-Петербурга никуда не отлучался. Наконец, прожив в Петербурге ещё около полутора месяцев и получая, пока оная коляска не опробуется, по пяти копеек на день, он 19 декабря был отправлен в Москву, снабжён паспортом, удостоверяющим, что велено ему явиться в правительствующий сенат. Весной 1753 года Шамшуренков всё ещё находился в Москве и только 2 апреля 1753 года новым сенатским распоряжением было приказано отправить его по-прежнему в Нижегородскую губернскую канцелярию. За изготовление коляски его наградили 50 рублями из штац-конторы.
Неожиданная награда, относительно большая по тому времени, свидетельствовавшая о признании работ Шамшуренкова, побудила его предложить сенату новые изобретения. В 1752 году в своём доношении он сообщал, что готов изготовить сани, которые будут ездить без лошадей зимой, а для пробы ходить и летом и ежели позволено будет, то и ещё сделать могу часы-верстометр, которые будут у коляски на задней оси, будут показывать на кругу-циферблате стрелою до 1000 вёрст и на каждой версте будет бить колокольчик. Прежнюю коляску предлагал сделать меньше по размерам и улучшить ходовые качества. Сенат запросил во что оные сани и часы со всеми материалами станут. На что изобретатель показал, что со всеми материалами стать могут сани в 50 рублей, а часы в 80 рублей.
Шамшуренков задержался в Москве до осени 1753 года, пока не стало очевидной бесполезность дальнейших надежд положительный ответ сената по его последнему доношению.
Последние годы жизни изобретатель провёл, по-видимому, на родине, в деревне Большепольской.
В 1758 году в возрасте 71 год Леонтий Лукьянович Шамшуренков скончался.
Узнать больше можно, посетив #ЯранскийКраеведческийМузей.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.