Концерт «Бетховен. Вариации жизни»
В рамках фестиваля «Посвящение Эмилю Гилельсу».
Исполнители: лауреат всероссийского конкурса Михаил Лидский (фортепиано).
В программе: Л. Бетховен.
В монографическом концерте, посвященном Бетховену, Михаил Лидский исполнит два вариационных цикла и две большие сонаты. Двенадцатую сонату, ля-бемоль мажор, за которой укрепилось название «С Траурным маршем», особенно любил Фридерик Шопен. Как утверждают некоторые исследователи творчества Бетховена, «из этих двух слов — Marcia funebre — слово «марш» господствует над словом «похоронный». Бетховенские герои умирают стоя». Финал сонаты знаменует победу жизни над смертью. Не менее впечатляет в исполнении Лидского и Соната № 29 си-бемоль мажор («Хаммерклавир»), требующая от пианиста огромного напряжения творческой воли.
К числу выдающихся фортепианных произведений Бетховена относятся также и 32 вариации на собственную тему. Масштабность этого цикла во многом предопределена мужественной и суровой бетховенской темой. Совершенно в ином, почти фривольном образном ключе выдержаны Десять вариаций на тему из оперы «Фальстаф». Бетховен в этом сочинении отдал дань уважения Антонио Сальери, у которого в молодые годы брал уроки. Любопытно, что в качестве темы используется мелодия из дуэта, в котором речь идет о проделке Фальстафа, пославшего одинаковые любовные письма двум дамам. Обнаружив это, они не знают, что делать — возмущаться или хохотать. Тонкий юмор заложен уже в самой теме Сальери; Бетховен же расцвечивает ее новыми красками.