Спектакль «Рождественский романс»
Музыкальный спектакль режиссера Игоря Гладырева по стихам Иосифа Бродского в ряду театральных событий Саратова стоит особняком. По той простой причине, что в наше время тяжкие душевные потрясения обрушиваются на человека практически ежедневно, а потрясения эстетические, обогащающие, светлые, как этот часовой спектакль-таинство, не в сравнение реже.
«Рождественская тема обрамлена как бы в стороне, как тепло освещенный квадрат», — так пишет об этом пласте поэзии Иосифа Бродского Александр Солженицын. Поэт еще в молодости дал себе обещание каждый год писать стихотворение, посвященное Рождеству. Стихи превратили маленькое пространство сцены театра в «тепло освещенный квадрат».
Уютное жилище. Справа — рояль. Слева — винтажные стол и этажерка со старинными игрушками на ней. Не украшенная еще елка. Пятеро — три женщины и двое мужчин — продрогшие от недавней задорной игры в снежки, искренне и по-детски азартно обживают эту миниатюрную квартирку на глазах у зрителей. Читая рождественские стихи, они стелют на стол скатерть, чистят мандарины, смакуют вино, украшают елку детскими фотографиями. Эта простая на первый взгляд картина человеческого быта рождает в душе предвкушение волшебства, предощущение светлого и покойного счастья. В поэтических диалогах о добре и зле, обидах и прощении, низменном и возвышенном выкристаллизовывается то жизненно важное, что способно защитить каждого из нас от наносного, фальшивого, страшного.
Сложно назвать работой то, что делают в «Рождественском романсе» Наталья Карпова, Елизавета Симагина, Дарья Земскова, Игорь Гладырев и Михаил Музалевский. Кажется, происходящее на сцене — их образ жизни. Непередаваемая атмосфера Рождества еще более выразительна благодаря авторским песням композитора, талантливого мелодиста, Игоря Гладырева на стихи Иосифа Бродского.