Выставка «Возвращение в Ях»
«Возвращение в Ях» — современный арт-миф о древности. «Упростить» себе и зрителю задачу понимания архаичных образов организаторы попытались через обращение к угорской мифологии, понимая, что архео-предметы и мифы не всегда являются современниками.
Тематически экспозиция поделена на семь «разделов». Число семь — священное в угорской мифологии: Верхний и Нижний миры делились на три яруса каждый, в центре Средний — Земля. У верховного бога Нуми-торума было семь сыновей — покровителей Земли. Семь можно рассматривать как «три-одни-три», где семеричная композиция имеет в своем центре «гвоздь», этим «гвоздем» выступает образ Медведя — божественного сына.
Семь витрин — двести предметов — семь образов: Человек, Птицы, Птицы хищные, Медведь (в центре), Звери мифические, Звери, Рыбы.
В строгую архитектуру экспозиции органично вписаны семь «цифровых холстов» с фильмами, заменившими традиционный музейный этикетаж. Они рассказывают об изобразительной природе и сакральности каждого артефакта. Единственным пластическим элементом экспо-пространства выступают семь белых огромно-монументальных барельефов из бумаги.
Цветовая палитра экспозиции лаконично построена на черно-белом. Черный пол, потолок, стены дематериализует пространство, погружая все в атмосферу таинственности. Белый — как противостояние черному. Главное и исходное его значение — свет. Авторы проекта стремятся «пролить свет» и в прямом, и в переносном смысле на подлинники I–XV веков.
Зритель, входя в пространство Яха, сочиненного ультрасовременными дизайном и медиа, увидит древние бронзы в самом ярком свете.