Открытие выставки «Обратная реальность»
С 20 декабря 2016 года в Альметьевской картинной галерее будет проходить персональная выставка художника-декоратора драмтеатра имени А.С. Пушкина города Магнитогорска Александра Яковлева «Обратная реальность». Александр известен магнитогорцам участием во многих городских выставках и мероприятиях, в рамках которых обучает детей и взрослых созданию орнамента и композиций из цветной соли, используя её как альтернативу краскам.
Александр давно изучает обряды, музыку, быт и орнамент народов, сохранивших свои традиции до наших дней. С 1997 года художник ушел в глубокое исследование орнаментальной матрицы, ее возможности трансформироваться и перевоплощаться, делиться на ветку и заворачиваться в бесконечность. Чаще всего в графике он использует три основных орнаментальных элемента: Y-ай образный символ (древо жизни), знак бесконечности и свастику. Ритмично вплетая в орнаментальную матрицу эти три символа, художник трансформирует их по различным формулам, получая совершенно непредсказуемые результаты изображений.
«Обратная реальность» — это в первую очередь выставка, где посетитель сталкивается с неординарностью подхода, стремлением автора к поиску новых форм, образов, символов. Автор работ оригинален, ярок; его творчество стоит особняком, в такой технике в городе Магнитогорске больше никто не работает.
То, что представлено на выставке, у многих ассоциируется с постоянно меняющимися узорами калейдоскопа — достаточно перейти от одного листа к другому. Это можно было сравнить с чем-то движущимся. Как кадры киноленты или мелькание уносимых скоростью пейзажей. Непросто разобраться во множестве вариантов орнамента, сфер, закрученных линий. Еще сложнее соотнести их с названиями — «Разрыв», «Медитация», «Уравнение для Перельмана», «Остров ночных бесед», «Шаман танцует солнце». Непостижимая по тонкости и филигранности работа — на лист аэрографом наносят тушью тончайшие линии, они симметричны, закручиваются в раковину, уходят в воронку, вырываются хитросплетением диковинного цветка, движутся волнистым потоком, и неизвестно, где начало и где конец этого ребуса.
На первый взгляд, бумага испещрена серыми закорючками — нет сюжета, даже рисунок не просматривается — непонятно, но интересно и завораживающе. И уже по-другому смотришь на остальные орнаменты, пытаешься осознать мощь и бесконечность миров, понятий, символов. Понимаешь, что высотой в два человеческих роста стержень с орнаментом в индейской стилистике вполне органично называется «Тотем», а немногие живописные работы — «Огни ночного города», «Садовое кольцо» — все равно тяготеют к графичности, локальному цвету и вот-вот превратятся в не читаемый дилетантами орнамент.
Словом, приходите на выставку, и встреча с непредсказуемым, загадочным и будоражащим вам обеспечена.