Лекция «Пейзаж в русской живописи XVIII века»
В последней четверти XVIII века приобрел черты самостоятельности пейзажный жанр. Были заложены основы национальной школы пейзажной живописи, созданы условия для успешного развития этого жанра в следующем столетии.
Приглашаем вас более подробно узнать о творчестве художников, которые писали в одно время, в близкой манере, но каждый мастерски и с любовью раскрывал свою особую тему.
В 1776 году Семен Федорович Щедрин (1745–1804) стал первым профессором-руководителем пейзажного класса. Характер пейзажей самого Щедрина глубоко лирический и поэтичный. Это в основном изображение окрестностей Петербурга: Павловск, Петергоф, Царское Село, Гатчина — парки с их живописными речками, прудами, островами и павильонами.
Если Щедрина можно назвать родоначальником национального пейзажа 18 века, то Федор Яковлевич Алексеев (1753–1824) положил начало пейзажу города. Образ северной столицы, который четверть века спустя воплотил А.С. Пушкин в гениальных чеканных строках своей поэмы, складывался именно в эти годы, и Алексеев запечатлел Петербург в живописи одним из первых.
Третий представитель старшего поколения русских пейзажистов — мастер акварельного пейзажа Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Иванова можно назвать «путешествующим художником» — он был одним из первых русских художников, побывавшим на Украине, на Кавказе, в Крыму и Молдавии. Мастер оставил нам красочные виды южной природы.
Совсем другие пейзажи — классицистические, итальянизированные, очень завораживающие — возникают под рукой Федора Михайловича Матвеева (1758–1826).
Лекция «Пейзаж в русской живописи XVIII века» продолжает цикл тем по истории русского искусства.