Выставка «Новгород. Черты минувшего»
Иван Тупейко, студент II курса мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств под руководством заслуженного художника Российской Федерации, профессора Александра Константиновича Крылова, трудился в Свято-Троицком монастыре летом 2016 года, в притворе Свято-Троицкого собора, проводя научно-художественное копирование и картограммирование древней стенописи с целью фиксации её состояния и подробного изучения иконографического содержания росписей. Предстоящие в монастыре работы по реставрации стенописи могут значительно изменить её облик, поэтому факсимильное копирование фресок имеет исключительное значение.
Фрески Свято-Троицкого собора, по словам А.К. Крылова, «в совокупности с формами архитектуры грозненской поры, свидетельствует о гармоническом ансамбле развитого Высокого Русского стиля.
Складывавшийся с начала XV века, этот стиль как художественное выражение идеи Третьего Рима определил незабываемый облик русской православной художественности, преобразившей солнечные узоры ветхозаветного славянства в солнечные символы Христа — Света миру, в красоту русского православия. На храмовых стенах и сводах множество изображений поющих Херувимов. Вся стенопись уподоблена прекрасной Херувимской песне. В этом особое своеобразие дивной росписи, некогда пленявшей глаз могуществом и изысканностью «богословия в красках»».
Живописные этюды, созданные А.К. Крыловым и его учеником, написаны в разные эпохи, их разделяют почти четыре десятилетия. А.К. Крылов запечатлел Новгород 1970-х, уже тогда уходящий, в наши дни неповторимые ландшафты новгородских предместий изменились. Этюды И. Тупейко написаны на территории восстанавливающегося монастыря и в его окрестностях. Эти этюды — живописная летопись возрождения святыни.