Лекция, посвященная творчеству Карла Павловича Брюллова

Событие завершилось

Его исторические полотна, парадные и камерные портреты, монументальные росписи — великое художественное наследие, к которому как к источнику вдохновения обращались многие поколения русских художников, называвших его не иначе как Великий Карл. Художник является обладателем почетных наград — больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), ордена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. После окончания Академии художеств он отправился в Италию. Знакомство с лучшими образцами живописи, скульптуры и архитектуры потрясло Карла Павловича. Полотна Тициана, Рафаэля, Леонардо, античные статуи полностью перевернули его представление об изобразительном искусстве. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Именно в это время он создал множество образцов великолепной жанровой и портретной живописи, проникнутые чувственной утонченностью. Тогда же окончательно сформировался и его дар рисовальщика. Брюллов выступает так же как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» или конный портрет Дж. и А. Паччини).

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году Брюллов побывал на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, после этого он начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Это монументальное историческое полотно, находящееся в Русском музее Санкт-Петербурга, по-прежнему потрясает все новые поколения зрителей своей масштабностью, мастерством исполнения и драматичностью сюжета. 

На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создал целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. И все-таки, полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. В более поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи.

В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Тяжёлая работа в сыром недостроенном помещении подорвала и без того слабое здоровье живописца. По настоянию врачей художник покидает Россию. Последние годы жизни он провел на острове Мадейра и в Риме, где скончался, и где похоронен на кладбище в Монте Тестаччо.


Лектор — искусствовед Езовцова Симона Геннадьевна.
Тел.: 201-39-82, 264-32-49,266-45-14, e-mail: romii@mail.ru

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна