Выставка «На краю Ойкумены»
I век до н. э. — I век н. э. Древний мир связан множеством путей, торговых, дипломатических, военных. Китайская империя Хань и Римская империя являются гегемонами противоположных концов Евразийского материка, а посередине расположены Парфянское и Кушанское царства. Таким образом «культурный слой первого круга», имперский, связывает Дальний Восток и Запад. В степях кочевники, как названные отцами истории и писателями античности — скифы, сарматы, саки, так и безымянные, образуют культурный слой «второго круга». Их подвижность, восприимчивость и воинственность дают дополнительный толчок общности судеб древнего мира. Плоды высокоразвитых культур берутся ими в набегах, но с другой стороны вызывают желание подражать — и вот местные мастера изготавливают свои предметы «по образу и подобию».
В I веке до н. э. на мировую арену выходят северные таежные племена Западной Сибири, освоившие к тому времени прогрессивный транспорт — олений — и ринувшиеся на юг по торговым путям и военным тропам. Как следствие, у них появляются многочисленные сарматские зеркала, бронзовые котлы на поддонах из Южной Сибири, бусы и многое другое. Все эти предметы на Севере использовались в том числе в культовых целях, для чего на зеркала наносились рисунки, изображавшие местных божеств и духов.
Выставка «На краю Ойкумены», которая работает в главном музее Ямала, как раз знакомит с такими предметами. Они были обнаружены в 2015 году в окрестностях поселка Горнокнязевск (Приуральский район). Это сарматские зеркала из бронзы, датируемые III в. до н. э.– I в. н. э. с местными рисунками, и южносибирские бронзовые котлы, датируемые V–IV в. до н. э. — I–II в. н. э.