Встреча «Париж и Антуан Ватто»
Ватто — мастер «галантных праздников» с изображением легких и изящных, напоминающих фарфоровые статуэтки, фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парков Парижа и его предместий или просто хмурого неба. Ведь именно Париж в XVIII веке становится признанным законодателем мод, центром тех самых придуманных галантных празднеств. Глядя на небольшие по размеру картины Ватто, со всей полнотой чувствуешь эстетику искусства Франции XVIII века с присущей ей тонкостью ощущений «шарма жизни», как назвал художник одну из своих работ. И, безусловно, везде сквозной нитью проходит тема любви. Любовь надуманная, разыгранная комедиантами и реальная, со всей свойственной ей сложной гаммой чувств. А может театр это и есть правда, а в жизни только вымысел? Произведения Ватто всегда вдумчивы. Одиночество в толпе, то чувство, которое постоянно ощущал измученный болезнью художник, даже рядом с близкими людьми. Один из них, торговец картинами и большой знаток искусства Жерсен, чью лавку и толпящихся там покупателей увековечил Ватто, так характеризовал художника: «Робкий, нетерпеливый, холодный и застенчивый…».
Ватто был непревзойденным рисовальщиком и колористом. Исследователь французского искусства XVIII века Е.Ф. Кожина отмечает, что «ни одно произведение из написанных современниками Ватто не выдерживает соседства с его картинами: рядом с этой легкой, мерцающей живописью любое другое полотно кажется либо крикливым и пестрым, либо вялым и тусклым».
Искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики времени — соотнесение реальности и идеала, видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного. И обладавший огромным даром воображения художник, как никто другой в его эпоху, сумел найти свои краски для воплощения этих идей в созданные им образы.
Лектор — искусствовед Езовцова Симона Геннадьевна.