Экспозиция «Оленеводство»

Событие завершилось

Оленеводство у северных ханты служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Содержание оленьего стада требовало непрерывного надзора и постоянных перекочевок на но­вые пастбища. Поэтому у северных ханты цикл перекочевок был построен таким образом, чтобы летом оказаться ближе к речному берегу. Там много корма и на открытых пространствах меньше гну­са. В этом же направлении — с юга на север — мигри­руют летом дикие олени.

Оленям свойственно чувство стадности, которое заставляет их держаться вместе. Задача пастуха — не дать расколоться стаду или уйти из него отдельным осо­бям. «Вожакам» надевали на ногу колодку или подвеши­вали к ошейнику тяжелую доску, длинную палку, ро­гульку. Необходимость оберегать оленей от волков также требует круглосуточного караула. Помощ­ником пастуха была специально обученная собака — оленегонная лайка.

Основное орудие оленевода — «веревка, ловящая оленя», «аркан». Им
пользовались мужчины при от­лове животных в стаде, гуляющем на свободе. Женщи­ны подманивали хорошо прирученных животных пищей, определенными звукосочетаниями или по кличке. К оленям, загнанным в загон, спокойно подходили и повязывали на шею веревку, чтобы отвести к месту за­пряжки.

Оленей запрягали в нарту — сначала передового оленя, который направлял ход всех остальных, затем пристяжных оленей. Общими усилиями олени тянули нарту с ездоком. Он садился на нарту слева и управлял оленями тоже слева, с помощью вожжи и длинного тон­кого шеста — хорея. На одном его конце была насажена круглая деревянная втулка, чтобы не поранить оленя, а на другом — копье. Копьем пробовали прочность льда и пользовались как оружием в случае нападения волков на стадо.

По всей территории ханты распространен единый тип нарты.  Хантыйская нарта — универсального назначения, на ней и ездят, и возят разные грузы. Разница между женскими и мужскими была очевидна: только мужские нарты покрывались шкурой оленя, а вот женские покрывались только циновкой (коврик из высушенной болотной травы). Так же только в женских нартах строилась спинка (для удобства, т. к. женщина в нартах едет с ребенком на руках).  Нарты различаются по уст­ройству в зависимости от назначения: одни были ез­довыми, а другие грузовыми. Ездовые разделялись на мужские и женские, а грузовые имели свои осо­бенности в зависимости от того, что на них перевозили: продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз.

 

 

Сведения предоставлены организацией «Лянторский хантыйский этнографический музей» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна