«Куплю жене сапоги», или «зачем быть финансово грамотным»?
Невозможно представить жизнь без денег. Желание улучшить материальное положение присуще практически каждому человеку. Низкая финансовая грамотность населения приводит к засилью мошенников, обещающих баснословную прибыль, а на деле отбирающих порой последние средства у граждан.
Яркий пример обмана населения в России — финансовая пирамида «МММ» Сергея Пантелеевича Мавроди — успешное предприятие со сверхдоходными акциями, оказавшееся финансовым мыльным пузырём. Эта коммерческая структура под лозунгом получения высокого дохода привлекала средства от населения. При этом доходность находилась в заложниках необходимости лавинообразного вовлечения все новых и новых вкладчиков.
В 1992 году было создано акционерное общество открытого типа «МММ». В следующем году АООТ «МММ» зарегистрировало первый выпуск акций в общем количестве 991 тысяча штук. 1 акция приравнивалась к 1000 российских рублей, сертификат мог быть достоинством 1, 5, 10, 20, 50 и 100 акций.
С продажи акций и началась история финансовой пирамиды МММ.
Билеты МММ, не являвшиеся ценными бумагами даже формально, были равны по своей стоимости 1/100 акции. В народе билеты получили название «акции для бедных». Они были введены в обращение в апреле 1994 года для крупных вкладчиков (1000 билетов), в мае — для мелких (100 билетов). Таким образом, купюра достоинством 100 билетов по своей "ценности" равнялась сертификату 1 акции.
Акционерным обществом «МММ» была проделана огромная работа по созданию необходимого имиджа, шла активная пропаганда. Страна следила за рекламными роликами как за увлекательным сериалом. Их сюжет основывался на мини-историях из жизни простого российского человека, экскаваторщика Лёни Голубкова, который успешно вкладывал заработанные деньги в акции МММ. За счет инвестиций в МММ главный герой купил жене новые сапоги, шубу, совершил путешествие по Америке. Многие высказывания из роликов впоследствии разобрали на цитаты: «Куплю жене сапоги», «МММ — это лучше, чем стипендия!», «Мы тут сидим — а денежки идут», «Я не халявщик, я — партнер!».
Миллионы людей меняли свои деньги на "акции" и "билеты" МММ. Справедливости ради стоит заметить, что некоторым действительно удалось "навариться", однако процент таких вкладчиков ничтожно мал по сравнению с теми, кто остался в итоге с ничего не стоящими бумажками на руках…
В сентябре 1997 года АООТ «МММ» объявили банкротом. Вкладчики остались без денег, учредители компании понесли уголовное наказание. К этому времени цена на билеты выросла в 127 раз по сравнению с их номинальной стоимостью. Финансовые потери населения оцениваются в 60–80 млрд. рублей. Количество официально признанных потерпевших — более 10 тысяч человек, эксперты говорят о совершенно других цифрах — около 10 миллионов. В своих интервью Мавроди утверждал, что охват населения, так или иначе затронутого деятельностью «МММ», составлял примерно 50 миллионов человек.
Прошло уже более 25 лет со времён хождения выпущенных им «ценных бумаг». Сейчас они — ироничное напоминание о легковерии, жажде «легких» денег, низкой финансовой грамотности людей.
За первые полгода 2021 года Центральный Банк РФ выявил 146 финансовых пирамид, более половины таких компаний действовали в интернете. Увеличилось также количество проектов, действующих исключительно через социальные сети, блоги, форумы, видеохостинги и мессенджеры. На сайте Центробанка опубликован список нелегальных финансовых компаний. На сегодняшний день в него включены 1800 организаций.
https://ok.ru/profile/565117528669/statuses/153484078768221
(«100 билетов МММ» из фондов историко-краеведческого музея имени П.К.Шарапова)
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.